2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости её решения программными методами
В 2003 году перед всеми сферами жизнедеятельности области поставлена задача: разработать и приступить к реализации крупных экономических и социальных программ, важнейшая цель которых - значительно повысить качество жизни населения.
Образование и культура - тесно взаимосвязанные сферы, имеющие общие цели. Перед ними, в соответствии с планом социально-экономического развития области, стоит задача приступить к созданию единой комплексной программы интеллектуального и нравственного воспитания граждан. Решению вопросов воспитания, организации досуга и информационному обеспечению населения средствами библиотек призвана способствовать областная целевая программа «Библиотеки Новосибирской области», разработанная в соответствии с постановлением главы администрации области от 17.03.2003 г. N 134 «О государственной поддержке библиотечного дела Новосибирской области».
Библиотеки - наиболее распространенный демократический и максимально доступный институт современного общества, приближенный к местам проживания граждан в городах и селах. В своей деятельности публичные библиотеки обеспечивают и защищают права пользователей на библиотечное обслуживание.
Библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии своих территорий, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Публичные библиотеки традиционно выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия.
В Новосибирской области функционируют 885 общедоступные библиотеки, в том числе:(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)
4 - областные библиотеки;
73 - библиотеки, расположенные в г. Новосибирске;(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)
808 - библиотеки расположенные в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области.(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)
Библиотеки объединены в 42 централизованные библиотечные системы, 10 из которых находятся в г. Новосибирске. Количество библиотечных работников составляет свыше 2 тысяч человек.
Свыше 30% населения, проживающего на территории Новосибирской области, пользуется услугами общедоступных библиотек. Их совокупный фонд составляет 16039 тысяч документов. Из фондов библиотек за год выдается около 20 миллионов документов.
Кроме этого, в городах и районах области (без г. Новосибирска) действует 886 библиотек общеобразовательных учреждений, которые обслуживают свыше 240 тысяч человек, в том числе 176 тысяч школьников.
Сложная социально-экономическая ситуация в Новосибирской области в 1990-х годах прошлого века привела к значительному сокращению бюджетных средств, выделяемых на содержание библиотек. Начиная с 2000 года наметилась стабилизация и улучшение ситуации с финансированием библиотек, так в 2002 г. расходы на содержание библиотек составили 104,578 млн. рублей. Тем не менее, недофинансирование как публичных библиотек, так и библиотек общеобразовательных учреждений привело к тому, что не выполнялись программы комплектования и автоматизации библиотек, практически не осуществлялась подготовка и повышение квалификации кадров, ветшала материально-техническая база. Решить эти вопросы в рамках текущей деятельности невозможно. В данной программе предусмотрены первоочередные меры по развитию библиотечного дела в области, например, фонд библиотек планируется обновить на 18 процентов, тогда как по нормативам до 50% фонда должна составлять новая литература.
В последние годы меняется роль публичных библиотек, для местного сообщества они должны стать информационными центрами, центрами культуры и общения, что полностью соответствует приоритетным направления политики администрации области. Только программно-целевой метод способен содействовать решению социально-культурных задач в области и повысить качество жизни населения путем обеспечения беспрепятственного доступа к информации, содействия образовательному процессу, организации досуга жителей области.
За период реализации первого этапа (2004-2006 годы) программы законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения, претерпела существенные изменения. В 2004 - 2005 годах внесены изменения в действующие законодательные акты, регламентирующие межбюджетные отношения, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм.) и другие. Новые правовые условия создали необходимость внесения соответствующих изменений в программу с продлением сроков её реализации до 2011 года.(Абзац дополнительно введен постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181)