Действующий

Об областной целевой программе "Библиотеки Новосибирской области" (с изменениями на 1 декабря 2011 года)

4. Система программных мероприятий

Первый этап программы (2004-2006) включает следующие разделы:(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)

автоматизация библиотечного обслуживания;

комплектование и сохранность библиотечных фондов;

развитие кадрового потенциала библиотек;

улучшение качества обслуживания за счет введения новых видов библиотечных услуг;

укрепление материально-технической базы библиотек.

(Перечень программных мероприятий приведен в приложении 3).(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)

         4.1. Автоматизация библиотечного обслуживания.

Глобальный процесс информатизации общества потребовал от библиотек новых технических решений, позволяющих им органично войти в информационное пространство и занять там достойное место. Автоматизация библиотечного дела, внедрение и развитие в библиотеках новых информационных технологий: формирование и использование электронных баз данных, внедрение CD-ROM технологий, развитие сетевых технологий взаимодействия библиотек и Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - это уже настоящее для многих библиотек России.

В ряде областей приняты и действуют целевые программы автоматизации библиотек. Ситуация с автоматизацией библиотек Новосибирской области иная. Из 885 общедоступных библиотек только 32 имеют компьютеры, в том числе    4 областные, 13 библиотек г. Новосибирска, 15 библиотек, расположенных в районах области. На сегодняшний день из 32 централизованных библиотечных систем Новосибирской области лишь 9 автоматизированы: Бердская, Здвинская, Искитимская, Куйбышевская, Маслянинская, Мошковская, Новосибирская, Усть-Таркская и Чулымская централизованные библиотечные системы.(Абзац в редакции, введенной постановлением девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 181, - см. предыдущую редакцию)

Уровень автоматизации в библиотеках области различный. Новосибирская областная научная библиотека, с 1993 года приступившая к внедрению новой информационно-библиотечной технологии, к настоящему времени прошла первый этап, обусловленный необходимостью, прежде всего, автоматизировать внутренние библиотечные процессы, связанные с переносом информации об имеющихся в фонде изданиях в электронный вид, т. е. созданием электронного каталога. Вторым этапом этой работы должна стать организация автоматизированных рабочих мест для читателей в отделах обслуживания библиотеки с целью беспрепятственного доступа к информационным ресурсам. Однако из-за отсутствия технических возможностей эту задачу реализовать пока невозможно.

Областная детская библиотека им. А. М. Горького только приступает к созданию электронного каталога и автоматизации основных библиотечных процессов и существенно отстает от других областных детских библиотек России.

В центральных районных библиотеках, которые смогли приобрести компьютеры, зачастую отсутствует специальное программное обеспечение, и лишь 4 из них имеют выход в Интернет. Помимо того, необходимо обучать сотрудников районных библиотек  работе на компьютерах, владению компьютерной грамотностью.

4.2. Комплектование и сохранность библиотечных фондов

Федеральный Закон «О библиотечном деле», принятый в 1994 году, установил «принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность». Общедоступная библиотека должна обеспечивать доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодические печатные издания, аудио-видео документы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе базы данных Интернет, «говорящие книги», издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовленные рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и другие виды документов), представленных в достаточном количестве.

Однако, сложившаяся ситуация с комплектованием и сохранностью фондов не позволяет реализовать положения закона, так как сокращение финансирования библиотек коснулось прежде всего комплектования фондов. Выбытие документов из библиотек Новосибирской области в 1,7 раза превышает поступление. В связи с этим продолжается сокращение совокупного библиотечного фонда. Так, за 2000 год он уменьшился на 207 тысяч экземпляров. За 10 лет фонд библиотек области сократился на 2716 тысяч единиц хранения. В последние годы фонды практически не обновляются, документы изнашиваются, ветшают, устаревают по содержанию. В большинстве ЦБС около 80% фонда составляет литература, изданная до 80-х годов ХХ века. Тогда как в «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» записано, что «Библиотечный фонд - это динамичный ресурс. Для сохранения его значимости для населения и приемлемого уровня достоверности, т.е. соответствия имеющимся потребностям, …фонд публичной библиотеки должен содержать документы, которые являются постоянно полезными для ее пользователей. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях», включая периодические издания.

Подобная же ситуация складывается и в библиотеках общеобразовательных учреждений. Новыми изданиями художественной, научно-образовательной литературы библиотечные фонды общеобразовательных учреждений с 1994 года централизованно не пополнялись. Инвентаризация, проведенная в ноябре 2002 года, показала, что библиотечные фонды на 68% физически изношены и на 12% морально устарели.

Пополнение библиотечных фондов данных библиотек осуществляется только учебниками исключительно за счет целевых бюджетных средств. Ежегодно на приобретение учебников необходимо 26 миллионов рублей. Фактически выделялось: в 1998 году - 1,8 миллионов, в 1999 - 6,1 миллиона, в 2000 - 4,1 миллиона, в 2001 - 6,2 миллиона, 2002 г. - 12,5 миллионов рублей, т.е. библиотеки в состоянии обеспечить учебниками лишь около половины обучающихся.

В стране ежегодно издается около 70 тысяч названий документов. Текущее комплектование областных библиотек должно проводится в соответствии со статусом и тематико-типологическим планом комплектования. Пополнение фондов районных ЦБС должно соответствовать нормативам, принятым Российской Библиотечной Ассоциацией, согласно которым ежегодное поступление планируется в количестве 5% от общего числа фонда.

4.3. Развитие кадрового потенциала библиотек.

Кадровая ситуация в библиотеках области характеризуется следующими тенденциями:

нехватка профессионально подготовленных специалистов (особенно в связи с внедрением компьютерных технологий);

большая текучесть кадров в городских библиотеках (ежегодно кадровый состав обновляется на 25-30%);

старение кадров (при малом количестве молодых специалистов, доля работающих пенсионеров составляет около 20%);

отсутствие системы переподготовки кадров и повышения их квалификации.

Число библиотечных работников в общедоступных  библиотеках составляет более двух тысяч человек. Из них с высшим библиотечным образованием - 20%, с высшим не библиотечным образованием - 14%, со средним специальным - 49% (в т.ч. с библиотечным 22%), 16,5% библиотекарей имеют общее среднее образование.

В библиотеках общеобразовательных учреждений (без г. Новосибирска) работает 887 человек. Из этого числа, доля библиотечных работников с высшим образованием составляет 23% (в т.ч. с библиотечным - 12%), с неполным высшим - 3%, со средним специальным - 66% (в т.ч. с библиотечным -14%), с общим средним образованием - 8%.