Действующий

Об областной целевой программе "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы" (с изменениями на 1 декабря 2011 года)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сибирь - уникальный регион России. Это обусловлено не только ее географическим положением, но и наличием огромного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного, кадрового и культурного потенциала. Именно Сибирь в настоящий период в значительной мере способна оказывать огромное влияние на состояние и социально-экономическое развитие России в целом.

Основанием для разработки данной программы стали роль и место  сельской культуры Новосибирской области, оказывающей прямое влияние на социально-экономическое развитие региона.

В понятие «культура села» входит культура духовная, экологическая, производственная, экономическая, профессиональная; культура рынка, труда, быта, досуга, потребления, общения, демографического производства и т.д. Влияние каждого из элементов социальной сферы на ситуацию в сельском сообществе носит многоплановый характер, что предопределяет необходимость системного подхода к проблеме.

Формирование культурной политики в отношении сибирского села определяет характеристика социокультурного пространства села. Культурная политика эффективна, если она направлена на создание жизненно необходимых условий и продиктована современной ситуацией. Чтобы выработать точную стратегию и тактику, важно выделить те проблемы, на решение которых можно оказать влияние средствами культуры.

В Новосибирской области население, проживающее в районах и городах областного значения, составляет 48,9 процента от всего населения области.

Государственную сеть учреждений культуры Новосибирской области составляет 2183 учреждения, из которых 92,7 процента  находится в районах и городах областного значения. В учреждениях культуры работает свыше 14 тысяч человек, в том числе в районах и городах областного значения - более 50 процентов.

Более чем десятилетний период российских реформ и связанный с ним постоянный дефицит финансовых средств в значительной мере усилили целый ряд общих как для Сибири, так и для Новосибирской области негативных тенденций и проблем:

произошел резкий спад экономики села, сократилось число объектов социальной сферы;

ухудшилось состояние материально-технической базы учреждений культуры села;

из отрасли ушли квалифицированные специалисты;

произошло обострение демографических процессов;

снизился образовательный уровень сельчан, произошло удорожание жизни.

Эти процессы общеэкономического характера в значительной мере отразились на состоянии культуры сибирской деревни.

Затянувшийся процесс реорганизации сельского хозяйства и передачи социальной сферы от сельхозпроизводителей в муниципальную собственность способствовал незначительному сокращению существующей сети сельских учреждений культуры. Данный процесс продолжался в течение 1998-1999 годов. Именно в этот период в связи с резким обесцениванием рубля остро ощущался недостаток бюджетного финансирования на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений; на текущее содержание бюджетной сферы, в том числе и на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

Наибольшему сокращению сети в этот период подверглись учреждения клубного типа (7 процентов от уровня 1997 года) в основном по причине неудовлетворительного состояния зданий, размораживания систем отопления, обветшания кровли и т.д. Причем закрылись в большинстве случаев клубы в отдаленных селениях, которые были единственным местом досуга людей, приобщения их к культуре. Таким образом, сокращение сети учреждений культуры в реальной жизни оборачивается ущемлением конституционных прав граждан на получение услуг в сфере культуры.

Практически разрушена система технического обслуживания киноустановок. Износ стационарной киноаппаратуры в районах области составляет 70-90 процентов, в некоторых районах аппаратура прослужила более двух сроков. В настоящее время в городе Новосибирске и в области нет технической базы для ее ремонта. Более шести лет не обновлялся автопарк кинопрокатных организаций в области, необходимый не только для фильмопродвижения, но и  для выезда специалистов по киноустановкам для проведения профилактических, ремонтных и наладочных работ согласно утвержденным нормам обслуживания.

Обострилась проблема состояния фильмофонда, 70% которого составляют фильмы технически изношенные, т.е. на грани списания по «Правилам технической эксплуатации фильмокопий». Отсутствие средств не позволяет внедрять новые технологии киновидеопоказа.

Не менее важна проблема сохранности музейного фонда, в котором собраны предметы, в том числе и раритетные, представляющие собой историческое, культурное наследие многочисленных этнических групп, проживающих на территории Новосибирской области. Из 30 музеев области обеспечены приборами мониторинга температурно-влажностного режима только 7 и ни в одном из них нет приборов, регулирующих микроклимат музея. Ни один музей в районах области не располагает специальными витринами, приспособленными для экспонирования произведений искусства, а также специальным оборудованием для хранения музейных предметов: шкафами большого формата для хранения  графики и живописи на бумаге, стеллажами для открытого и закрытого музейного хранения. Не решена проблема обеспечения музеев современными системами охранной и пожарной сигнализации.(Абзац в редакции, введенной постановлением  девятой сессии Новосибирского областного Совета  депутатов четвертого созыва от 30.11.2006 N 180, - см. предыдущую редакцию)

Очень важными являются проблемы инженерно-технической укрепленности помещений библиотек металлическими дверями и решетками; сохранности библиотечных фондов. Недостаток в огнетушителях не позволяет обеспечить пожарную безопасность.

Недостаток финансирования не позволяет в полной мере решать вопросы сохранения культурного наследия Новосибирской области, ее памятников истории и культуры, фондов музеев и библиотек от физического разрушения, криминальных посягательств, актов вандализма. В районах области нет ни одного музея, располагающего автоматической системой пожаротушения. Не все музеи оборудованы охранно-пожарной сигнализацией.

Сельские учреждения культуры практически не приступали к компьютеризации отрасли. Наличие одного, двух компьютеров в районах, как правило в библиотеке или бухгалтерии отдела культуры, не позволяют решать вопросы создания единого информационного пространства культуры, а лишь «закрывают» самые неотложные потребности. Недостаток компьютерной техники не дает возможности внедрить автоматизированные системы бухгалтерской и статистической отчетности отрасли, компьютеризировать управленческий процесс.

До конца не решена проблема материально-технической   базы учреждений культуры села. Рассматривать ее надо в двух аспектах: техническое состояние основных фондов - зданий и сооружений   и обеспеченность     специальным оборудованием,     музыкальными инструментами, автотранспортом и др.

Сегодня капитального ремонта требует более 20 процентов сельских учреждений всех типов;  около 3 процентов зданий находятся в аварийном состоянии. Обеспеченность учреждений культуры необходимым оборудованием, сценическими костюмами, обувью не удовлетворяет имеющихся потребностей.   В большинстве районов почти на 100 процентов изношен парк музыкальных инструментов детских музыкальных школ и школ искусств, клубных учреждений. Около 40 процентов данных учреждений в настоящее время не имеют музыкального оборудования, аудиовидеоаппаратуры. Практически не обновляется фонд методической литературы. В специализированном автотранспорте остро нуждаются 6 районов, в мебели - каждое третье учреждение.

Из-за жесткого финансового дефицита недостаточно осуществляется гастрольная деятельность народных и профессиональных коллективов, в результате снизился уровень культурного обслуживания сельского населения.

Недостаток финансирования, снижение уровня жизни населения сделали все более ощутимой кадровую проблему.

Из отрасли в середине - конце девяностых годов прошлого столетия увольнялись квалифицированные специалисты. В настоящее время в учреждениях культуры районов и городов областного значения работает около 12 процентов специалистов с высшим образованием; около 49 процентов - со средним специальным; около 39 процентов со среднем образованием. Одной из причин такого положения является низкая заработная плата как работников бюджетной сферы в целом, так и работников учреждений культуры (в 2002 году средняя заработная плата работников культурно-просветительных учреждений составила около 1,5 тыс. рублей). Происходит старение кадров, увеличивается количество специалистов предпенсионного и пенсионного возраста: около 18 процентов работающих в сельской местности старше 51 года. В последние годы из-за ограниченности местных бюджетов почти прекратила существование система постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельских учреждений культуры.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на ресурсное сокращение культурного потенциала Новосибирской области,  наблюдается  несомненный рост культурных запросов населения. Специалисты учреждений культуры ищут и внедряют новые формы и методы работы. На селе все чаще возвращаются к идее консолидации усилий учреждений культуры, образования, спорта, учреждений досуга молодежи. Проведение совместных мероприятий позволяет рационально использовать материально-техническую базу и кадры. Фактически все учреждения данных структурных подразделений, особенно ориентирующиеся в своей деятельности на народные традиции, отдают приоритеты работе с детьми и молодежью, видя в ней одно из действенных средств преодоления тех негативных тенденций, которые существуют сегодня в молодежной среде и, в целом, в общественной жизни.