II . СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Преобразования и осуществляемые в стране экономические реформы, не могли не затронуть сферу бытового обслуживания населения, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.
Формирование рыночных отношений обусловило рост инициативы граждан, которые стали заниматься предпринимательской деятельностью в сфере бытового обслуживания. В Новосибирской области появились частные предприниматели и частные предприятия, занимающиеся ремонтом бытовой, аудио- и видеотехники, обуви, оказанием парикмахерских, фото- и прочих услуг.
Одновременно с этим закрывались и сокращали виды предоставляемых услуг Дома быта и комплексные приемные пункты, созданные еще в доперестроечный период. В наибольшей степени это затронуло сельскую местность, где комплексные приемные пункты были практически ликвидированы в начале 90-х годов.
Закрытие сети комплексных пунктов было вызвано отсутствием спроса на услуги из-за снижения платежеспособности населения и, как следствие, убыточностью их деятельности.
Однако, учитывая значимость сферы услуг, неизменно должны сохраняться социально необходимые виды услуг. Их сохранение, насыщение рынка различными видами бытовых услуг, восстановление производственного потенциала предприятий этой сферы в сельской местности, формирование сети приемных пунктов и явилось основной целью программы, реализация которой проходит в Новосибирской области в 2001-2003 годах.
Эти годы показали жизненную необходимость развития сферы бытового обслуживания. Проведенные в целях формирования свободной хозяйственной инициативы преобразования не замедлили сказаться на развитии потребительского рынка. В отрасли, как и во всей хозяйственной системе, усилилась предпринимательская активность, так как сокращение организованной части инфраструктуры рынка бытовых услуг восполнено частным бизнесом. Динамика объемов и структуры их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество.
Малый бизнес развивается быстрее в тех сферах деятельности, где выше спрос населения. Индивидуальные предприниматели в 2002 году в среднем оказывали 65,4 процентов от всего объема бытовых услуг, остальные услуги были оказаны организациями. Индивидуальные предприниматели в районах области оказывают 77 процентов от общего объема услуг по ремонту и изготовлению обуви, 70 процентов - услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин и приборов, бытовой радиоаппаратуры, 80 процентов - транспортно - экспедиторских услуг, 70 процентов - по ремонту и строительству жилья.
Проблемными остаются вопросы учета через статистические органы объемов бытовых услуг, оказываемых предпринимателями без образования юридического лица. Сохраняется "теневой" бизнес услуг, так как услуги продолжают оказываться на дому незарегистрированными предпринимателями.
Вместе с тем позитивные тенденции развития сферы бытового обслуживания населения сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании населения, непосредственно связаны с состоянием потребительского рынка, уровнем доходов и платежеспособностью населения.
Опережающий рост цен на бытовые услуги по сравнению с темпом роста реальных денежных доходов населения значительно сдерживал их потребление. В результате в период с 1991 по 1995 годы в области произошло резкое снижение физического объема бытовых услуг. Рост объемов бытовых услуг, начавшийся с 1996 года, был прерван дефолтом 1998 года. Однако процессы по созданию новых мощностей и способность сферы услуг наиболее гибко реагировать на изменения рынка позволили уже в 2000 году увеличить объемы реализации услуг, что является определяющим фактором постепенного выхода отрасли из кризиса. Четко обозначились тенденции стабилизации роста объемов и видов бытовых услуг, восстановления сети приемных пунктов, системы подготовки кадров.
В реализации «Программы развития бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2001-2003 г.г.» принимают участие предприятия и предприниматели из 29 районов Новосибирской области и городов областного значения: Татарска, Куйбышева, Искитима, Барабинска. Учитывая, что сфера бытовых услуг населению несет большую социальную нагрузку, планируется, что 90 предприятиям и предпринимателям будет оказана поддержка к концу 2003 года за счет средств областного бюджета в сумме более 12 млн. рублей, а также за счет возвратных средств в объеме более 5 млн. рублей, привлечены собственные средства предприятий на сумму около 3 млн. рублей. Финансовая поддержка оказывалась и оказывается в форме предоставления средств на возвратной и возмездной основе, в виде безвозмездного и безвозвратного финансирования, а также в виде субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам коммерческих банков. Уже выделенные средства были направлены на приобретение автотранспорта для выездного обслуживания сельского населения, на приобретение и модернизацию оборудования, на открытие приемных пунктов в селах области, на пополнение оборотных средств.
Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей программы, администраций муниципальных районов и городских округов позволили увеличить сеть приемных пунктов на селе до 160 единиц, в 2000 году их было 30. По итогам реализации программы создано более 200 новых рабочих мест. Наиболее активно сеть приемных пунктов развивается в отдаленных от областного центра районах: Татарском, Барабинском, Купинском, Усть-Таркском, Краснозерском. Активизирована работа по выездному обслуживанию сельского населения. В настоящее время выездное обслуживание проводится в 23 районах ( в 2000 году - в 8 районах).
Во всех районах области восстановлены услуги по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские услуги. Оказание услуг по ремонту бытовой техники восстановлено в 6 районах - Колыванском, Карасукском, Кочковском, Усть-Таркском, Чистоозерном, Каргатском; ремонт телерадиоаппаратуры - в 9 районах.
Многообразие форм бытового обслуживания населения области делает невозможным решение стоящих перед данной сферой проблем изолированно в отдельных поселках и организациях без широкого взаимодействия органов государственной и местной власти, организаций и частных предпринимателей, занимающихся бытовым обслуживанием населения, а также обуславливает необходимость применения программных методов.
Закреплению и развитию достигнутых положительных тенденций 2001-2003 годов, а также устранению имеющихся недостатков в развитии бытового обслуживания населения области призвана способствовать программа «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы», которой определены меры по дальнейшему улучшению организации бытового обслуживания, повышению эффективности деятельности предприятий службы быта, культуры и качества обслуживания населения области различными видами бытовых услуг.