(с изменениями на 13 декабря 2007 года)
______________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
______________________________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
Областная целевая программа
«Поддержка и развитие бытового обслуживания
населения Новосибирской области на 2004 - 2008 годы»
ПАСПОРТ
областной целевой программы
(В редакции, введенной постановлением девятнадцатой сессии
Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 13.12.2007 N 236, - см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы» | |||
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке | Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» | |||
Государственный заказчик | Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области
| |||
Исполнитель программы | Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области
| |||
Руководитель программы | Руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Семка С.Н.
| |||
Основные разработчики программы | Управление по регулированию потребительского рынка и сферы услуг департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области, рабочая группа | |||
Цель и задачи программы, | создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания населения; | |||
Сроки (сроки этапов) реализации программы | 2004-2008 годы | |||
Исполнители основных мероприятий | Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области, управление по регулированию потребительского рынка и сферы услуг, администрации муниципальных районов, городских округов и поселений | |||
Объемы финансирования | Финансирование программы предполагается за счет следующих источников: Средства областного бюджета по годам: 2004 - 2007 годы - 5000 тыс. рублей ежегодно, 2008 год - 7500 тыс. рублей; возвратные средства некоммерческой организации государственного учреждения «Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства» (далее - НО ГУ НОФПМП), получаемые в ходе исполнения настоящей программы, а также полученные в рамках областной целевой программы «Развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2001-2003 г.г.» и проценты по ним ориентировочно по годам: 2004 год - 6000 тыс. рублей, 2005 год - 8000 тыс. рублей, 2006 год - 13 000 тыс. рублей, 2007 год - 1650 тыс. рублей; собственные средства предприятий | |||
Ожидаемые конечные результаты | стабилизация положения в сфере бытовых услуг и создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития; повышение уровня потребления бытовых услуг на душу населения; улучшение условий труда на предприятиях бытового обслуживания; расширение ассортимента бытовых услуг за счет развивающихся рентабельных видов услуг; создание новых предприятий бытового обслуживания и новых рабочих мест; | |||
Сумма финансовых затрат | _______ |
Областная целевая программа «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», постановлением главы администрации области от 24.07.2000 N 631 «О мерах по развитию бытового обслуживания населения Новосибирской области» и распоряжением главы администрации от 31.03.2003 N 223-р «О разработке областной целевой программы развития бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы».
Объектом регулирования программы является сфера бытовых услуг Новосибирской области. Предметом регулирования программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития сферы бытовых услуг на региональном уровне.
В качестве источников информации в программе использованы данные комитета статистики, администраций городов и районов области. При недостатке информации применялись методы экспертной оценки.
II . СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Преобразования и осуществляемые в стране экономические реформы, не могли не затронуть сферу бытового обслуживания населения, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций.
Формирование рыночных отношений обусловило рост инициативы граждан, которые стали заниматься предпринимательской деятельностью в сфере бытового обслуживания. В Новосибирской области появились частные предприниматели и частные предприятия, занимающиеся ремонтом бытовой, аудио- и видеотехники, обуви, оказанием парикмахерских, фото- и прочих услуг.
Одновременно с этим закрывались и сокращали виды предоставляемых услуг Дома быта и комплексные приемные пункты, созданные еще в доперестроечный период. В наибольшей степени это затронуло сельскую местность, где комплексные приемные пункты были практически ликвидированы в начале 90-х годов.
Закрытие сети комплексных пунктов было вызвано отсутствием спроса на услуги из-за снижения платежеспособности населения и, как следствие, убыточностью их деятельности.
Однако, учитывая значимость сферы услуг, неизменно должны сохраняться социально необходимые виды услуг. Их сохранение, насыщение рынка различными видами бытовых услуг, восстановление производственного потенциала предприятий этой сферы в сельской местности, формирование сети приемных пунктов и явилось основной целью программы, реализация которой проходит в Новосибирской области в 2001-2003 годах.
Эти годы показали жизненную необходимость развития сферы бытового обслуживания. Проведенные в целях формирования свободной хозяйственной инициативы преобразования не замедлили сказаться на развитии потребительского рынка. В отрасли, как и во всей хозяйственной системе, усилилась предпринимательская активность, так как сокращение организованной части инфраструктуры рынка бытовых услуг восполнено частным бизнесом. Динамика объемов и структуры их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество.
Малый бизнес развивается быстрее в тех сферах деятельности, где выше спрос населения. Индивидуальные предприниматели в 2002 году в среднем оказывали 65,4 процентов от всего объема бытовых услуг, остальные услуги были оказаны организациями. Индивидуальные предприниматели в районах области оказывают 77 процентов от общего объема услуг по ремонту и изготовлению обуви, 70 процентов - услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовых машин и приборов, бытовой радиоаппаратуры, 80 процентов - транспортно - экспедиторских услуг, 70 процентов - по ремонту и строительству жилья.
Проблемными остаются вопросы учета через статистические органы объемов бытовых услуг, оказываемых предпринимателями без образования юридического лица. Сохраняется "теневой" бизнес услуг, так как услуги продолжают оказываться на дому незарегистрированными предпринимателями.
Вместе с тем позитивные тенденции развития сферы бытового обслуживания населения сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании населения, непосредственно связаны с состоянием потребительского рынка, уровнем доходов и платежеспособностью населения.
Опережающий рост цен на бытовые услуги по сравнению с темпом роста реальных денежных доходов населения значительно сдерживал их потребление. В результате в период с 1991 по 1995 годы в области произошло резкое снижение физического объема бытовых услуг. Рост объемов бытовых услуг, начавшийся с 1996 года, был прерван дефолтом 1998 года. Однако процессы по созданию новых мощностей и способность сферы услуг наиболее гибко реагировать на изменения рынка позволили уже в 2000 году увеличить объемы реализации услуг, что является определяющим фактором постепенного выхода отрасли из кризиса. Четко обозначились тенденции стабилизации роста объемов и видов бытовых услуг, восстановления сети приемных пунктов, системы подготовки кадров.
В реализации «Программы развития бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2001-2003 г.г.» принимают участие предприятия и предприниматели из 29 районов Новосибирской области и городов областного значения: Татарска, Куйбышева, Искитима, Барабинска. Учитывая, что сфера бытовых услуг населению несет большую социальную нагрузку, планируется, что 90 предприятиям и предпринимателям будет оказана поддержка к концу 2003 года за счет средств областного бюджета в сумме более 12 млн. рублей, а также за счет возвратных средств в объеме более 5 млн. рублей, привлечены собственные средства предприятий на сумму около 3 млн. рублей. Финансовая поддержка оказывалась и оказывается в форме предоставления средств на возвратной и возмездной основе, в виде безвозмездного и безвозвратного финансирования, а также в виде субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам коммерческих банков. Уже выделенные средства были направлены на приобретение автотранспорта для выездного обслуживания сельского населения, на приобретение и модернизацию оборудования, на открытие приемных пунктов в селах области, на пополнение оборотных средств.
Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей программы, администраций муниципальных районов и городских округов позволили увеличить сеть приемных пунктов на селе до 160 единиц, в 2000 году их было 30. По итогам реализации программы создано более 200 новых рабочих мест. Наиболее активно сеть приемных пунктов развивается в отдаленных от областного центра районах: Татарском, Барабинском, Купинском, Усть-Таркском, Краснозерском. Активизирована работа по выездному обслуживанию сельского населения. В настоящее время выездное обслуживание проводится в 23 районах ( в 2000 году - в 8 районах).
Во всех районах области восстановлены услуги по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские услуги. Оказание услуг по ремонту бытовой техники восстановлено в 6 районах - Колыванском, Карасукском, Кочковском, Усть-Таркском, Чистоозерном, Каргатском; ремонт телерадиоаппаратуры - в 9 районах.
Многообразие форм бытового обслуживания населения области делает невозможным решение стоящих перед данной сферой проблем изолированно в отдельных поселках и организациях без широкого взаимодействия органов государственной и местной власти, организаций и частных предпринимателей, занимающихся бытовым обслуживанием населения, а также обуславливает необходимость применения программных методов.
Закреплению и развитию достигнутых положительных тенденций 2001-2003 годов, а также устранению имеющихся недостатков в развитии бытового обслуживания населения области призвана способствовать программа «Поддержка и развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области на 2004-2008 годы», которой определены меры по дальнейшему улучшению организации бытового обслуживания, повышению эффективности деятельности предприятий службы быта, культуры и качества обслуживания населения области различными видами бытовых услуг.
III . ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является необходимость стабилизировать достигнутое развитие рынка бытовых услуг в 2001-2003 годах.
Задачи программы 2004-2008 годов:
создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания населения;
увеличение объемов, расширение перечня оказываемых видов услуг, повышение уровня и качества обслуживания;
создание цивилизованных рыночных механизмов и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно - правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
развитие бытового обслуживания в сельской местности;
более полное использование трудовых ресурсов, увеличение занятости населения.
В рамках реализации поставленных приоритетных задач необходимо решить следующие вопросы:
продолжить практику поддержки предприятий бытового обслуживания за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств;
организовать на действующих производственных площадях новые развивающиеся рентабельные виды услуг населению;
провести техническое перевооружение существующих комплексных приемных пунктов;
организовать на постоянной основе рабочие места парикмахера, мастера по ремонту обуви, одежды в каждом центре муниципальных образований.
Реализация мероприятий программы даст возможность:
закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг населению области;
обеспечить ценовую и территориальную доступность бытовых услуг для всех слоев населения;
обеспечить продолжение работы по формированию системы управления процессом организации бытового обслуживания населения;
усилить защиту прав потребителей бытовых услуг, повысить уровень безопасности и качество обслуживания населения;
произвести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий бытового обслуживания населения;
модернизировать имеющиеся и создать новые рабочие места в сфере бытовых услуг;
повысить эффективность работы субъектов рынка бытовых услуг населению за счет действенных мер по их финансовой поддержке;
обеспечить развитие конкуренции на рынке сферы услуг.
Выполнение указанных мероприятий позволит довести объем реализации бытовых услуг населению в 2004 году - до 2700 млн. рублей, в 2005 году - до 3200 млн. рублей, в 2006 году - до 3600 млн. рублей, в 2007 году - до 3800 млн. рублей, в 2008 году - до 4000 млн. рублей, при индексе физического объема в 2004 году - 101,5 процента, в 2005 году - 102 процента.
IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями:
1. Нормативное правовое и информационное обеспечение сферы бытовых услуг.
2. Совершенствование организации, управления и координации системы бытового обслуживания.
3. Повышение культуры, улучшение качества обслуживания населения и подготовка кадров.
4. Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей и организаций бытового обслуживания населения.
Направление содержит мероприятия по государственной поддержке предпринимателей и организаций сферы бытового обслуживания населения в форме предоставления финансовой, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников и иных форм поддержки.
Основными формами государственной поддержки за счет средств областного бюджета являются:
государственная поддержка предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в сельских поселениях, в виде субсидий в размере до 70 процентов от затрат, предусмотренных заявленным проектом;
государственная поддержка предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в городских поселениях, в виде субсидий в размере до 50 процентов от затрат, предусмотренных заявленным проектом;
государственная поддержка предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в городских округах, в виде субсидий в размере до 30 процентов от затрат, предусмотренных заявленным проектом;
государственная поддержка предпринимателей и организаций в виде субсидий в размере до 90 процентов затрат по оплате арендных и коммунальных платежей, предусмотренных заявленным проектом;
государственная поддержка предпринимателей и организаций в виде субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях в размере до 90 процентов для реализации заявленных проектов;
государственная поддержка предпринимателей и организаций в виде субсидий в размере до 90 процентов затрат по подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников на семинарах, курсах, конкурсах, фестивалях профессионального мастерства и др.
Администрации муниципальных районов и городских округов к 1 июля текущего года представляют в департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области заявки на финансирование программных мероприятий на очередной финансовый год. Заказчик программы ежегодно представляет в департамент экономики и планирования администрации Новосибирской области заявку и обоснование объемов финансирования на очередной финансовый год.