Раздел в редакции, введенной постановлением четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 27.04.06 N 63, - см. предыдущую редакцию
Значительная часть жилищного фонда Новосибирской области не удовлетворяет сегодня потребностям населения не только по количественным, но и по своим качественным характеристикам. Наряду с благоустроенным кирпичным и панельным жильем, введенным в эксплуатацию в 80-90 годах, продолжают эксплуатироваться деревянные дома, построенные в 20-30 годах и начале прошлого века. Значительная часть жилья, возведенного более полувека назад, находится в аварийном состоянии, требует расселения и сноса. Жилье, возведенное 40-50 лет назад, фактически выработало свой срок эксплуатации и требует капитального ремонта и реконструкции.
Основными причинами возникновения ветхого и аварийного жилищного фонда в Новосибирской области являются:
- экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периодов;
- естественное старение домов первых массовых серий;
- недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее содержание;
- нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения, канализации и теплоснабжения;
- сдача в эксплуатацию жилых домов, возведенных с нарушением строительных норм и правил;
- потеря контроля предприятиями и организациями, имеющими в оперативном управлении и хозяйственном ведении жилищный фонд, за технической эксплуатацией фонда, процесс обветшания которого резко усилился.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области на 1 января 2005 года ветхий и аварийный жилищный фонд Новосибирской области составляет 1598,3 тыс.кв.м.(3,2% от общей площади). Государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд, частный жилищный фонд, находящийся в собственности граждан в многоквартирных жилых домах, составляет на 01.01.2005 года 29198,8 тыс.кв.м. Межведомственными комиссиями муниципальных районов и городов области на 01.01.2005г. признано непригодными для проживания 1224,4 тыс.кв.м. общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда ( 4,2% от жилищного фонда, рассматриваемого в рамках программы), в котором проживает 96972 человека (6,3%), в том числе жилищный фонд подлежащий сносу составляет 315,4 тыс.кв.м, в котором проживает 21492 человека.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2005 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объем ветхого и аварийного жилищного фонда
по состоянию на 01.01.2005 г.
Наименование района, города | Ветхий и аварийный жилищный фонд, всего (тыс.кв.м.) | В том числе подлежащий сносу (тыс.кв.м.) |
1 | 2 | 3 |
Всего: | 1224,36 | 315,4 |
в том числе | ||
Баганский | 2,04 | 1,1 |
Барабинский | 40,8 | 14,5 |
Болотнинский | 6,8 | 6,8 |
Венгеровский | 2,57 | 0,77 |
Доволенский | 2,8 | - |
Здвинский | 10,53 | 2,07 |
Искитимский | 4,2 | 1,14 |
Карасукский | 11,9 | 8,6 |
Каргатский | 6,0 | 6,0 |
Колыванский | 6,24 | 0,59 |
Коченевский | 26,2 | - |
Кочковский | 3,2 | 2,55 |
Краснозерский | 5,6 | 1,07 |
Куйбышевский | 30,2 | 30,2 |
Купинский | 25,6 | 8,3 |
Кыштовский | 4,57 | 1,1 |
Маслянинский | 2,09 | 2,09 |
Мошковский | 26,3 | 7,1 |
Новосибирский | 4,8 | 4,8 |
Ордынский | 23,9 | - |
Северный | 2,9 | 2,9 |
Сузунский | 6,7 | 6,7 |
Татарский | 29,7 | 10,2 |
Тогучинский | 21,3 | 21,3 |
Убинский | 3,4 | 1,64 |
Усть-Таркский | 2,5 | 2,5 |
Чановский | 6,98 | 6,98 |
Черепановский | 28,1 | 13,2 |
Чистоозерный | 4,7 | 3,27 |
Чулымский | 18,3 | 3,7 |
г.Бердск | 17,32 | 17,3 |
г.Искитим | 41,3 | 7,8 |
г.Новосибирск | 731,3 | 106,4 |
г.Обь | 46,2 | 12,8 |
Ветхий и аварийный жилищный фонд угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов.
Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации, развитию базы стройиндустрии в Новосибирской области в целом, созданию новых рабочих мест.