5. Ресурсное обеспечение Программы.
(Раздел в редакции введенной постановлением тридцать девятой сессии Новосибирского областного
Совета депутатов четвертого созыва от 26.11.2009 N 224, - см. предыдущую редакцию)
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита федерального и областного бюджетов.
Средства федерального бюджета должны быть выделены через государственного заказчика Подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в составе федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы в лице Министерства регионального развития Российской Федерации.(Абзац в редакции, введенной постановлением четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 27.04.06 N 63, - см. предыдущую редакцию)
Бюджетными ресурсами являются средства областного и местных бюджетов, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
- средства, образуемые в результате эффективного использования муниципальных земель. Платежи от конкурсной продажи в собственность (или в долгосрочную аренду) престижных земельных участков под коммерческое строительство.
- средства или жилая площадь, получаемые муниципальными образованиями за счет предоставления земельных участков под новое строительство на льготных условиях (наличие инженерной инфраструктуры, незавершенное строительство и т.д.).
- средства, получаемые в результате использования муниципальной жилой недвижимости (плата за наем муниципального жилищного фонда). Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется органами местного самоуправления. В муниципальных образованиях при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
Бюджетные ресурсы являются основными финансовыми источниками на первом этапе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в дальнейшем их доля в финансировании этих программ будет сокращаться за счет привлечения внебюджетных средств.
Реализация Программы непосредственно зависит от объема инвестиций, а, следовательно, крайне важно, чтобы участие в Программе ликвидации аварийного фонда было привлекательным для максимального числа инвесторов.
Основным принципом привлечения застройщиков к расселению и сносу аварийного жилищного фонда в условиях рынка должно стать соблюдение баланса интересов территории и инвестора. Причем интересы юридических и физических лиц и территориального образования должны быть четко обозначены и надежно защищены. Закрепление этих принципов возможно только на основании системы договорных отношений между территориальным образованием и инвестором, будущим собственником, пользователем, арендатором в реальном действующем экономико-правовом поле.
Рыночная стоимость земельных участков в престижных районах населенных пунктов имеет значительную дифференциацию в зависимости от состояния инженерно-транспортной инфраструктуры, гидрологических условий, необходимости отселения граждан из аварийного жилья, других аспектов. Однако принятые оценочные зоны не дают необходимой степени дифференциации территорий. Необходимо разработать систему льгот, позволяющих гибко и активно привлекать инвесторов к застройке территорий, на которых компактно расположены аварийные жилые дома, снимающих вопросы нерентабельного строительства.
В этом направлении предлагается использовать следующие возможности предоставления дифференцированного предоставления льгот:
1. На территориях первоочередного сноса аварийного жилищного фонда возложить финансирование инженерно-транспортной инфраструктуры на местный бюджет.
2. Освободить застройщика от арендной платы за землю, в части, поступающей в областной, местный бюджет, до 100 %.
3. В случае последующего выкупа застройщиком земельного участка, освободить его от уплаты земельного налога, в части поступающей в областной, местный бюджет, до 100 %.
4. При продаже земли в собственность предлагается использовать возможность отсрочки выплат в бюджет, а также использовать механизм зачета этой стоимости в виде долевого участия муниципального образования в расселении аварийного жилищного фонда. Погашение платежей таким образом может производиться после продажи завершенных строительством зданий либо передачей муниципальному образованию соответствующих площадей.
Система обеспечения льгот инвесторам должна быть дифференцирована и в зависимости от типологии возводимых сооружений.
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся:
- кредиты банков;
- облигационные займы;
- средства предприятий, организаций, заинтересованных в реализации Программы;
- денежные средства населения и т.д.
Программа предусматривает предоставление жилой площади гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в пределах установленных норм, стандартного качества, в границах территории населенного пункта. Эту меру необходимо рассматривать в качестве социальной защиты, а также выполнения принятых ранее обязательств государства. Однако определенная категория граждан может, вложив собственные средства, получить жилье с повышенными потребительскими качествами.
При этом критерием качества жилья являются:
- увеличенная площадь предоставляемого жилого помещения;
- нестандартная планировка, расширенный набор вспомогательных помещений (кладовая, холл и т.п.);
- высокая степень комфортности жилья (изолированность комнат, придомовые территории и т.п.);