Недействующий

О Городской целевой программе "Научно-промышленная и инвестиционная политика мэрии Новосибирска на 2003 - 2005 годы" (с изменениями на 24 марта 2004 года, утратило силу)

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Традиционно экономика города опиралась на промышленное производство, большую долю которого составлял оборонно-промышленный комплекс, а также на фундаментальную и отраслевую науку. Создание в г. Новосибирске мощного научно-технологического и научно-образовательного потенциала во многом определило отраслевую структуру промышленности города и развитие машиностроительных производств с высокой степенью всесоюзной кооперации. В размерной структуре новосибирской промышленности характерной была высокая концентрация производства: несколько крупных машиностроительных предприятий производили до 80 % всей продукции отрасли на территории, что облегчало проведение научно-технической политики.

Переход экономики к рыночным отношениям изменили механизмы функционирования и связи науки с производством. Деформировался научно-производственный потенциал города, причем наиболее  существенно в его производственной части. Обвальное сокращение государственного заказа, дезорганизация управления, разрыв межрегиональных экономических связей привели к резкому падению промышленного производства. При этом если в металлургии, электроэнергетике, топливной промышленности, легкой промышленности спад производства составлял 25 - 45 %, то в машиностроении - 75 %.

Конверсия военного производства свелась главным образом к сокращению объемов производства и не была компенсирована увеличением производства гражданской продукции. Коэффициент загрузки производственных мощностей варьируется от 0 до 70 % на разных предприятиях и составляет в среднем 25 % с учетом производства гражданской продукции. Доля мобилизационных мощностей в имуществе предприятий составляет от 10 до 80 %, из-за высоких накладных расходов производство гражданской продукции убыточно. Из-за высокого удельного веса оборонной промышленности спад промышленного производства в г. Новосибирске оказался более глубоким: если промышленное производство в России сократилось в 1,5 раза, то по городу - в 2,7 раза.

В итоге изменилась отраслевая структура промышленности: снизилась доля предприятий машиностроения, черной металлургии, легкой промышленности, возрос удельный вес пищевой промышленности, электроэнергетики, промышленности строительных материалов.

Нарушился процесс воспроизводства основных фондов, степень их износа в промышленности составляет 53 %. Технологические системы и инженерная инфраструктура устарели физически и морально, что обострило проблему аварий техногенного характера. Сложилась ненормальная ситуация с амортизацией оборудования: на многих предприятиях с изношенным парком амортизация начисляется только на часть оборудования, остальное уже находится за пределами срока амортизации. По данным статистики норма амортизации основных фондов составила по промышленности 2,4 %, в том числе в машиностроении - 1,5 %, в остальных отраслях  в таких же пределах: от 0,8 % в черной металлургии до 5 % в медицинской промышленности. Фонд амортизации теряет свое непосредственное назначение и для реновации парков оборудования  необходимо привлекать дополнительные средства.

Производственный потенциал машиностроения ограничен не только из-за изношенного парка технологического оборудования, но и из-за его несовершенной структуры: более 70 % всего парка - станки с ручным управлением. Технико-экономические возможности большинства новосибирских предприятий могут обеспечить производство продукции лишь по технологиям третьего, в лучшем случае четвертого технологического уклада (станкостроение, электротехническое машиностроение, приборостроение, нефтяное, горно-шахтное и сельхоз-машиностроение, оборудование для легкой промышленности).

Затянувшаяся ввиду невостребованности консервация мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса из-за отсутствия эффективной программы конверсии привела к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий. Только отдельные производства (самолетостроение, наукоемкое электромашиностроение, оптическое и электронное приборостроение) имеют технологии пятого уклада.

Изменилась структура промышленности по масштабу предприятий. За счет роста малых предприятий их количество в промышленности за последние 10 лет увеличилось на 2,3 тысячи, в том числе в машиностроении и металлообработке  - на 740, но из них только треть предприятий занимается непосредственно производством машиностроительной продукции, остальные - металлообработкой и разными видами ремонта.

Возникший на основе выделения из научной и оборонной сферы, малый бизнес более оперативно реагирует на запросы рынка и реализует инновационные заделы прежних лет. Малые предприятия налаживают выпуск наукоемкой продукции, успешно конкурируют с зарубежными производителями в производстве приборов и оборудования для нефтегазового комплекса, медицины и ресурсосбережения, что подтверждает необходимость проведения гибкой структурной политики и стимулирования этого сектора экономики.

Ряд машиностроительных предприятий пошел на значительную диверсификацию производимой продукции и некоторые из них сейчас трудно отнести к машиностроению, поскольку выпуск непрофильной продукции имеет достаточно высокий удельный вес. Другой тенденцией стало  усиление ремонтно-сервисного направления машиностроения. За 10 лет доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции машиностроения и металлообработки возросла почти в 2 раза. Объективно это снижает возможности машиностроения как производственной базы технического перевооружения.

В итоге многие сегменты внутреннего рынка оказались захваченными зарубежными технологиями и продуктами. Потери традиционных рынков сбыта выявили низкую конкурентоспособность отечественных технологий, особенно в гражданском секторе. В условиях неустоявшейся отраслевой специализации территорий обостряется конкуренция как на потребительском рынке, так и рынках производственно-технической продукции. Новосибирские товаропроизводители вынуждены конкурировать с продукцией зарубежных компаний не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Слабо развита инновационная инфраструктура, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями. Нуждается в реформировании система территориальной организации науки в соответствии с изменившимися условиями.

Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий промышленного комплекса свыше 40 % прибыли всех отраслей экономики создается в промышленности. На протяжении 10 лет промышленные предприятия города имели положительные финансовые результаты, однако непрерывный рост цен заметно снижал получаемые доходы предприятий, что привело к росту числа  убыточных предприятий с 5 % в 1991 г. до 30 % в 2001 г.

Таким образом, основными тенденциями в промышленности города в этот период были спад производства, отток квалифицированных кадров, разрушение производственного аппарата, ухудшение финансового состояния.

Стабилизация и относительный прирост промышленного производства в 1999 - 2001 гг. были вызваны, в основном, ростом импортозамещения после четырехкратной девальвации национальной валюты 1998 года и как фактор роста уже исчерпал себя. Определенный результат в поддержании динамики новосибирской промышленности за последние три года принесла работа департамента промышленности, науки и технологий мэрии по повышению конкурентоспособности и размещению заказов на межрегиональных рынках, что обеспечило в 2001 году темпы роста машиностроения на 120 % и в целом по промышленности на 103,7 %. Это подтвердило правильность выбранного администрацией города курса  и  показало  необходимость  перехода  к  системной работе по повышению эффективности научно-промышленного потенциала города. Необходимо повысить технический и технологический уровень производства, это основное условие повышения конкурентоспособности продукции и обеспечения нормального безубыточного функционирования каждого предприятия в отдельности и всей экономики города в целом.

Разработанная программа направлена на активизацию использования научного и инновационного потенциала, на структурно-технологическую модернизацию промышленного потенциала и создание эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов.

Реализация программы в рассматриваемом периоде позволяет создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-промышленной политики развития города - создание в г. Новосибирске конкурентоспособного научно-промышленного комплекса на новой структурно-технологической основе для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.