2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными средствами
Всего в области проживает около 700 000 семей, в которых воспитываются 648300 детей в возрасте до 18 лет.
В последние годы для Новосибирской области характерными являются следующие негативные тенденции. По-прежнему, тревожной остается демографическая ситуация. В 1999 г. число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. В результате снижения рождаемости в 1990-1998 гг. доля детского населения в возрасте от 0 до 15 лет в общей численности населения сократилась с 24,8% до 20,2%. Продолжается рост рождения детей вне зарегистрированного брака, в отношении которых не установлено отцовство, что свидетельствует о росте числа неполных семей.
Продолжается рост уровня бедности населения. Если в 1998 г. среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума имели 42,1%, то в 1999 году уже 62,9% населения, что в 1,5 раза больше, чем в среднем по России. Доля нищих семей, в которых не обеспечивается даже физиологический минимум, поднялась с 17,7% в 1998 г. до 29,2% в 1999 г. На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.00 состояло 162 872 семьи, в них 225 306 детей, что составляло 35% от общего числа детей (в возрасте до 18 лет), проживающих на территории Новосибирской области.
В Новосибирской области с 1990 по 1999 годы произошло увеличение числа детей-инвалидов в 3,3 раза (с 3249 до 10760 человек). Большинство детей-инвалидов проживает в сельских районах области. По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост детской инвалидности.
Остается нерешенной проблема детской преступности. В 1999 году подростками и с их участием совершено 3392 преступления. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, совершаемых детьми и подростками, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершено неработающими и не обучающимися подростками, каждое пятое - в состоянии алкогольного опьянения. Продолжается рост подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизации.
В три раза увеличилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении (с 5290 в 1998 г. до 17534 семей в 2000 г.), в них воспитывалось 34114 детей. Ежегодно растет количество безнадзорных детей. Усилилась социальная незащищенность детей, прежде всего от криминальной среды.
Особую обеспокоенность вызывает рост численности осиротевших детей. Официально выявлено и устроено более 10 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. На региональном учете состоит 3056 детей, лишенных попечения родителей. Дети-сироты испытывают особую потребность в психолого-педагогической, медицинской, социальной поддержке. Остро встали проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Снижается уровень материально-технического обеспечения учреждений общественного воспитания, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Существует проблема обеспечения учреждений автотранспортом.
Проблема организации оздоровления, отдыха и занятости детей остается одной из наиболее актуальных проблем в Новосибирской области. Дети и подростки крупного промышленного центра и других промышленных центров области, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в специально организованных оздоровительных мероприятиях в каникулярный период. Это усугубляется ослабленным здоровьем части детей в сочетании с учебными перегрузками многих из них и, по утверждению специалистов, "длительным нарушением норм питания" несовершеннолетних граждан из семей безработных, беженцев, неполных и малообеспеченных семей. Основными проблемами, сдерживающими развитие системы детского отдыха, являются: отсутствие федеральной и региональной нормативно-правовой базы при наличии многообразия типовых форм детского отдыха, острый дефицит финансирования детских оздоровительных учреждений. Серьезные затруднения возникают при выполнении в полном объеме предписаний санитарных служб. Стоимость проезда до традиционных российских здравниц лишает возможности отдыха в них подавляющего большинства детей нашей области.
Предпринимаемые администрацией области меры не позволяют обеспечить в полном объеме оздоровление, отдых детей из социально уязвимых категорий населения. В 1998 году органами социальной защиты населения оздоровлено 14029 ребенка, что составило 7,2% от общего числа детей, состоящих на учете и нуждающихся в особой заботе государства, в 1999 г. - 15930 детей (7,5%), в 2000 г. - 16117 детей (7,2%).
В области отсутствует комплексный подход к работе с одаренными детьми и единый областной банк данных одаренных детей, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, экспериментальных площадок, ведущих работу с ними. Не обобщается опыт работы в этом направлении, накопленный в области. Удаленность областных школ от областного центра делает невозможным использование ими всех ресурсов новосибирского научного потенциала. Формы работы с одаренными детьми устарели. Слабо используются новые информационные технологии.
Все это требует разработки неотложных мер по обеспечению социальной защиты детей, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности детей. Эффективное решение актуальных проблем детства возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам системой мероприятий является областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы (далее именуется - Программа).
В настоящее время, по данным ежегодного доклада "О положении детей в Новосибирской области", 14 структурных подразделений администрации области, 9 органов власти федерального подчинения, 4 государственных внебюджетных социально-страховых фонда обеспечивают реализацию государственной социальной политики в интересах детства на территории области.
Практически отсутствуют комплексный подход и единый информационный банк по проблемам детства, не ведутся анализ ситуации и перспективное стратегическое планирование в сфере семьи и детства для органов государственной власти и местного самоуправления, которые могли бы помочь предупредить многие негативные тенденции.
Программа позволит обеспечить реализацию единой региональной социальной политики в отношении детей, объединить усилия всех заинтересованных структурных подразделений администрации Новосибирской области в решении первоочередных задач по обеспечению жизнедеятельности детей, интеграции их в общество, обеспечить государственную поддержку системы летнего отдыха и оздоровления, общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи и детства.