3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние годы наметилась тенденция к увеличению как абсолютной численности инвалидов, так и уровня инвалидности среди населения Новосибирской области. Ежегодно свыше 20 тысяч граждан Новосибирской области становятся инвалидами, причем треть из них- лица трудоспособного возраста. Если в 1995 году на учете состояло 87 тыс. инвалидов (3% от общего количества населения области), а на 1 января 1999 года - 109,25 тыс. инвалидов (3.9% от общей численности населения), то по состоянию на 1 января 2000 года их количество увеличилось до 119,4 тыс. человек и составило 4,3 %. от общей численности населения Новосибирской области.
По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост инвалидности до 7% от общей численности населения области. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на областном уровне комплекса мероприятий по созданию системы реабилитации и социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
Изменилась государственная политика в отношении инвалидов. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (ориентации, передвижения, самообслуживания, общения, обучения и т.д.). Главной целью социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наиболее полной интеграции инвалидов в общество и повышение качества их жизни.
Администрация области предпринимает определенные меры по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Реализация государственной политики в отношении инвалидов потребовало проведение реорганизации службы врачебно-трудовой экспертизы и созданию на ее базе государственной службы медико-социальной экспертизы, создание областной службы реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. В марте 1999 года принят Закон Новосибирской области "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области". В рамках этого Закона создана областная служба реабилитации инвалидов, утверждено положение о Комплексном банке данных об инвалидах Новосибирской области.
Постановлением главы администрации Новосибирской области от 08.05.97 N 262 при управлении социальной защиты населения администрации области создана государственная служба медико-социальной экспертизы. В настоящее время в области действует 31 межрайонное бюро МСЭ. Однако, исходя из численности населения Новосибирской области (на 01.01.2000-2751700 человек), и учитывая, что за последние 4 года число освидетельствований возросло более чем на 17000 человек ежегодно, требуется открытие дополнительно 3-х межрайонных бюро МСЭ, а для повышения эффективности работы государственной службы медико-социальной экспертизы и оперативного использования базы данных необходимо создание автоматизированной системы управления.
С учетом территориально- административного деления области и в целях повышения доступности медико-социальной экспертизы для жителей отдаленных сельских районов, а также для проведения освидетельствования на дому тяжелобольных, требуется увеличить парк автотранспорта государственной службы медико-социальной экспертизы.
Организация реабилитации инвалидов, предусматривающей систему медицинских, профессиональных и социальных мероприятий требует создание и развитие сети реабилитационных учреждений, предприятий реабилитационной индустрии и обеспечение их необходимым оборудованием. В настоящее время Новосибирской области действует три областных реабилитационных центра для инвалидов, открыто 12 отделений социальной реабилитации инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания территориальных администраций, функционируют два протезно-ортопедических предприятия, предприятие по производству технических средств реабилитации. Указанные реабилитационные учреждения и предприятия нуждаются в доукомплектовании и обновлении материально-технической базы. С учетом увеличения количества разработанных индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее ИПР) (в 1999 году государственной службой МСЭ было разработано и выдано 9583 ИПР инвалида, что в два раза больше, чем в 1998 году), действующих реабилитационных учреждений и недостаточно. Для предоставления реабилитационных услуг всем нуждающимся в них инвалидам требуется создание новых реабилитационных учреждений.
Областные реабилитационные учреждения, осуществляя непосредственно реабилитацию инвалидов, одновременно являются и методическими центрами по разработке и апробированию в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими учреждениями новых методик и технологий социальной реабилитации инвалидов по вопросам научного обеспечения процесса реабилитации инвалидов, системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации, разработки системы контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий. Для проведения этой работы необходимо финансовое обеспечение.
Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. В 1999 году кресло-коляски получили 167 инвалидов, а число нуждающихся в них составляет более 840 человек. Более 15 тысяч инвалидов нуждаются в различных видах технических и вспомогательных средств реабилитации.
Назрела необходимость серьезного подхода к процессу обеспечения более 12 тысяч инвалидов области протезно-ортопедической помощью на основе внедрения на протезно-ортопедических предприятиях новых, современных технологий протезирования и ортезирования, организации реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Одним из компонентов комплексного подхода к реабилитации инвалидов является получение ими образования. В настоящее время в Новосибирской области образовательную и профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 3 учебных заведения. Особое место в ряду областных реабилитационных учреждений занимает профессиональное училище-интернат для инвалидов (далее ПУ-интернат для инвалидов), в котором ежегодно проживают и обучаются профессиям по 9 специальностям около 260 инвалидов. С 1995 года работает институт социальной реабилитации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, который осуществляет трехуровневую подготовку инвалидов. В институте обучается 230 инвалидов по слуху, а с 1999 года осуществляется прием инвалидов по общему заболеванию и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 1993 года работает Новосибирский гуманитарный институт, в котором обучилось 170 инвалидов. Однако до настоящего времени в указанных учебных заведениях не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации, новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов. Новые подходы к организации образования и профессионального обучения инвалидов к проведению мероприятий социальной реабилитации и оказанию содействия трудоустройству инвалидов, внедрение современных реабилитационно-профессиональных и образовательных технологий потребовали создание на базе Пу-интерната для инвалидов Центра социально-профессиональной реабилитации инвалидов, а на базе института социальной реабилитации и гуманитарного института открытие отделений социально-профессиональной реабилитации инвалидов.
Необходимо реально решать проблему обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности, определить мероприятия, обеспечивающие инвалидам равные со всеми гражданами возможности в доступности к средствам информации, объектам социальной инфраструктуры (пользовании жилыми и общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурно-спортивных учреждений и т.п.).
Важной задачей является осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для учреждений государственной службы МСЭ, областной службы реабилитации инвалидов, а также работников предприятий реабилитационной индустрии, общественных и других организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов. Решение вопросов подготовки квалифицированных кадров возможно в тесном взаимодействии с Курсами повышения квалификации специалистов
Министерства труда и социального развития и другими научными, образовательными учреждениями и организациями.
Эффективное решение проблем реабилитации и социальной защиты инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы".