Об областной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
Новосибирской области"
на 2001-2005 годы
(с изменениями на 24.04.03)
__________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
_______________________________________________________________
Новосибирский областной Совет депутатов
РЕШИЛ:
1. Утвердить областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001 - 2005 годы.
2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001-2005 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета
В.В.Леонов
В редакции, введенной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.04.03 , - см. предыдущую редакцию
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Социальная поддержка
инвалидов Новосибирской области"
на 2001-2005 годы
Наименование программы
| - областная целевая программа "Социальная поддержка | ||||||
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы
| - постановление главы администрации Новосибирской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы" | ||||||
Заказчик программы
| - управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области | ||||||
Руководитель программы
| - Пыхтин С.И. - начальник управления социальной | ||||||
Основные разработчики
| - управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области, управление здравоохранения администрации Новосибирской области, управление строительства и архитектуры администрации Новосибирской области, управление культуры администрации Новосибирской области, управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области, комитет по физической области, мэрия Новосибирска, общественные организации ВОИ, ВОС, ВОГ, курсы повышения квалификации специалистов Министерства труда и социального развития Российской Федерации | ||||||
Цель и задачи программы
| - снижение уровня инвалидности, максимально возможная Задачи программы: разработка автоматизированной информационно- справочной системы по проблемам инвалидности и инвалидов; крепление материально - технической базы и повышения .эффективности деятельности учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы; развитие сети реабилитационных учреждений и внедрение современных реабилитационных технологий; поддержка и развитие предприятий реабилитационной индустрии; информационное обеспечение деятельности государственной службы медико -социальной экспертизы и предприятий реабилитационной индустрии, организации реабилитации инвалидов; повышение квалификации кадров. работающих в сфере реабилитации и социальной защиты инвалидов; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам информации и объектам социальной инфраструктуры. | ||||||
Сроки (сроки этапов) реализации Программы , исполнители основных мероприятий
| - I этап -2001-2002 годы, II этап- 2003-2005 годы. | ||||||
Объемы и источники |
| ||||||
Период (г.г.) | Областной бюджет | Внебюджетные источники | Всего | ||||
2001-2005 | 72439,02 | 23111,2 | 95550,22 | ||||
2001 | 9000,0 | 4865,6 | 13865,5 | ||||
2002 | 20287,13 | 5540,5 | 25827,63 | ||||
2003 | 16722,15 | 4739,5 | 21461,65 | ||||
2004 | 13451,2 | 4739,5 | 18190,7 | ||||
2005 | 12978,54 | 3226,2 | 16204,74 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение эффективности деятельности государственной службы медико - социальной экспертизы и предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование системы организации реабилитации инвалидов, наиболее полная интеграция инвалидов в общество и по- вышение качества их жизни.
|
2.1 Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Областная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы" (далее программа) является дополнительным механизмом реализации Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области".
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" и предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки инвалидов Новосибирской области и создание им равных с другими гражданами условий жизнедеятельности.
Программа будет выполняться поэтапно в 2001-2005 годах.
На первом этапе (2001-2002 годы) будет осуществляться разработка современных технологий деятельности и мероприятий по укреплению материально-технической базы государственной службы медико-социальной экспертизы, предприятий реабилитационной индустрии и областной службы реабилитации инвалидов, обеспечению государственной поддержки общественных организаций, формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
На втором этапе (2003-2005 годы) намечается внедрение новых медико-социальных и организационных технологий в практику работы государственной службы медико-социальной экспертизы, областной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии.
Перечень мероприятий программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние годы наметилась тенденция к увеличению как абсолютной численности инвалидов, так и уровня инвалидности среди населения Новосибирской области. Ежегодно свыше 20 тысяч граждан Новосибирской области становятся инвалидами, причем треть из них- лица трудоспособного возраста. Если в 1995 году на учете состояло 87 тыс. инвалидов (3% от общего количества населения области), а на 1 января 1999 года - 109,25 тыс. инвалидов (3.9% от общей численности населения), то по состоянию на 1 января 2000 года их количество увеличилось до 119,4 тыс. человек и составило 4,3 %. от общей численности населения Новосибирской области.
По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост инвалидности до 7% от общей численности населения области. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на областном уровне комплекса мероприятий по созданию системы реабилитации и социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
Изменилась государственная политика в отношении инвалидов. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (ориентации, передвижения, самообслуживания, общения, обучения и т.д.). Главной целью социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наиболее полной интеграции инвалидов в общество и повышение качества их жизни.
Администрация области предпринимает определенные меры по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Реализация государственной политики в отношении инвалидов потребовало проведение реорганизации службы врачебно-трудовой экспертизы и созданию на ее базе государственной службы медико-социальной экспертизы, создание областной службы реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. В марте 1999 года принят Закон Новосибирской области "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области". В рамках этого Закона создана областная служба реабилитации инвалидов, утверждено положение о Комплексном банке данных об инвалидах Новосибирской области.
Постановлением главы администрации Новосибирской области от 08.05.97 N 262 при управлении социальной защиты населения администрации области создана государственная служба медико-социальной экспертизы. В настоящее время в области действует 31 межрайонное бюро МСЭ. Однако, исходя из численности населения Новосибирской области (на 01.01.2000-2751700 человек), и учитывая, что за последние 4 года число освидетельствований возросло более чем на 17000 человек ежегодно, требуется открытие дополнительно 3-х межрайонных бюро МСЭ, а для повышения эффективности работы государственной службы медико-социальной экспертизы и оперативного использования базы данных необходимо создание автоматизированной системы управления.
С учетом территориально- административного деления области и в целях повышения доступности медико-социальной экспертизы для жителей отдаленных сельских районов, а также для проведения освидетельствования на дому тяжелобольных, требуется увеличить парк автотранспорта государственной службы медико-социальной экспертизы.
Организация реабилитации инвалидов, предусматривающей систему медицинских, профессиональных и социальных мероприятий требует создание и развитие сети реабилитационных учреждений, предприятий реабилитационной индустрии и обеспечение их необходимым оборудованием. В настоящее время Новосибирской области действует три областных реабилитационных центра для инвалидов, открыто 12 отделений социальной реабилитации инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания территориальных администраций, функционируют два протезно-ортопедических предприятия, предприятие по производству технических средств реабилитации. Указанные реабилитационные учреждения и предприятия нуждаются в доукомплектовании и обновлении материально-технической базы. С учетом увеличения количества разработанных индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее ИПР) (в 1999 году государственной службой МСЭ было разработано и выдано 9583 ИПР инвалида, что в два раза больше, чем в 1998 году), действующих реабилитационных учреждений и недостаточно. Для предоставления реабилитационных услуг всем нуждающимся в них инвалидам требуется создание новых реабилитационных учреждений.
Областные реабилитационные учреждения, осуществляя непосредственно реабилитацию инвалидов, одновременно являются и методическими центрами по разработке и апробированию в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими учреждениями новых методик и технологий социальной реабилитации инвалидов по вопросам научного обеспечения процесса реабилитации инвалидов, системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации, разработки системы контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий. Для проведения этой работы необходимо финансовое обеспечение.
Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. В 1999 году кресло-коляски получили 167 инвалидов, а число нуждающихся в них составляет более 840 человек. Более 15 тысяч инвалидов нуждаются в различных видах технических и вспомогательных средств реабилитации.
Назрела необходимость серьезного подхода к процессу обеспечения более 12 тысяч инвалидов области протезно-ортопедической помощью на основе внедрения на протезно-ортопедических предприятиях новых, современных технологий протезирования и ортезирования, организации реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Одним из компонентов комплексного подхода к реабилитации инвалидов является получение ими образования. В настоящее время в Новосибирской области образовательную и профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 3 учебных заведения. Особое место в ряду областных реабилитационных учреждений занимает профессиональное училище-интернат для инвалидов (далее ПУ-интернат для инвалидов), в котором ежегодно проживают и обучаются профессиям по 9 специальностям около 260 инвалидов. С 1995 года работает институт социальной реабилитации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, который осуществляет трехуровневую подготовку инвалидов. В институте обучается 230 инвалидов по слуху, а с 1999 года осуществляется прием инвалидов по общему заболеванию и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 1993 года работает Новосибирский гуманитарный институт, в котором обучилось 170 инвалидов. Однако до настоящего времени в указанных учебных заведениях не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации, новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов. Новые подходы к организации образования и профессионального обучения инвалидов к проведению мероприятий социальной реабилитации и оказанию содействия трудоустройству инвалидов, внедрение современных реабилитационно-профессиональных и образовательных технологий потребовали создание на базе Пу-интерната для инвалидов Центра социально-профессиональной реабилитации инвалидов, а на базе института социальной реабилитации и гуманитарного института открытие отделений социально-профессиональной реабилитации инвалидов.
Необходимо реально решать проблему обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности, определить мероприятия, обеспечивающие инвалидам равные со всеми гражданами возможности в доступности к средствам информации, объектам социальной инфраструктуры (пользовании жилыми и общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурно-спортивных учреждений и т.п.).
Важной задачей является осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для учреждений государственной службы МСЭ, областной службы реабилитации инвалидов, а также работников предприятий реабилитационной индустрии, общественных и других организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов. Решение вопросов подготовки квалифицированных кадров возможно в тесном взаимодействии с Курсами повышения квалификации специалистов
Министерства труда и социального развития и другими научными, образовательными учреждениями и организациями.
Эффективное решение проблем реабилитации и социальной защиты инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы".
Организация работы по социальной защите и реабилитации инвалидов, осуществляется на территории области в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Эффективная реализации указанного закона значительно снижена из-за отсутствия ряда нормативных правовых актов, которые должны быть разработаны на федеральном уровне, и недостаточного финансового обеспечения. Поэтому необходимы дополнительные меры, способные обеспечить решение задач социальной защиты и реабилитации инвалидов.
Основными целями настоящей Программы являются:
- снижение уровня инвалидности;
- усиление социальной поддержки и повышение качества жизни инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество;
- повышение эффективности деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, областной службы реабилитации инвалидов;
- развитие реабилитационной индустрии;
- усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
- создание Комплексного банка данных об инвалидах Новосибирской области;
- укрепление материально-технической базы и совершенствование деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;
- организационное, информационное, правовое и кадровое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, областной службы реабилитации инвалидов, реабилитационных учреждений и предприятий реабилитационной индустрии;
- развитие сети реабилитационных учреждений, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий;
- развитие предприятий реабилитационной индустрии, внедрение новых технологий протезирования и ортезирования;
- обеспечение профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов;