НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
второго созыва

РЕШЕНИЕ
тридцать седьмой сессии

от 07 феврал 2001 года  



Об областной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
Новосибирской области"
на 2001-2005 годы

(с изменениями на 24.04.03)


  __________________________________________________________    

Документ с изменениями, внесенными:

                      постановлением семнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов третьего созыва от 24.04.03 "О внесении изменений и дополнений в областные целевые программы: "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы, "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001-2005 годы"

_______________________________________________________________

Новосибирский областной Совет депутатов

РЕШИЛ:


     1. Утвердить областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001 - 2005 годы.


2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области" на 2001-2005 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.


3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.


4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета
                                                                                  В.В.Леонов


В редакции, введенной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов  от 24.04.03 , - см. предыдущую редакцию


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Социальная поддержка
инвалидов Новосибирской области"
 на 2001-2005 годы

 

 Наименование программы

 

 - областная целевая программа "Социальная поддержка
инвалидов на 2001-2005 годы"

 Наименование, номер и дата

принятия решения о разработке Программы  

 

 -    постановление  главы  администрации   Новосибирской
 области  от 31.03.2000 N 212 " О разработке областной

целевой программы "Социальная поддержка инвалидов

Новосибирской области на 2001-2005 годы"

 Заказчик программы

 

 - управление социальной  защиты населения  администрации Новосибирской области

 Руководитель программы

 

- Пыхтин С.И. - начальник управления социальной
 защиты населения администрации Новосибирской                                                                 области

 Основные разработчики

 

-  управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области, управление здравоохранения администрации Новосибирской области,  управление строительства и архитектуры администрации Новосибирской области, управление культуры администрации Новосибирской области, управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области, комитет по физической
культуре и спорту администрации Новосибирской

области, мэрия Новосибирска, общественные

организации ВОИ, ВОС, ВОГ, курсы повышения

квалификации специалистов Министерства труда и

социального развития Российской Федерации

 Цель и задачи программы

 

 - снижение уровня инвалидности, максимально возможная
 социальная интеграция инвалидов в общество путем
 повышения качества медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов, создания им равных с другими
 условий и возможностей.

 

   Задачи программы:

       разработка автоматизированной информационно-

справочной системы по проблемам инвалидности и                                                          инвалидов;

        крепление материально - технической базы и

повышения .эффективности деятельности учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы;

         развитие сети реабилитационных учреждений и внедрение современных реабилитационных   технологий;

поддержка и развитие предприятий реабилитационной индустрии;

        информационное обеспечение деятельности государственной службы медико -социальной экспертизы и предприятий реабилитационной индустрии, организации реабилитации инвалидов;

          повышение квалификации кадров. работающих в сфере реабилитации и социальной защиты инвалидов;

        усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов;

        создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к средствам информации и объектам социальной инфраструктуры.

 Сроки (сроки этапов) реализации Программы ,  исполнители основных мероприятий  

 

 - I этап -2001-2002 годы, II этап- 2003-2005 годы.
   управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области, управление здравоохранения администрации Новосибирской области, управление строительства и архитектуры  администрации Новосибирской области, управление
культуры администрации Новосибирской области,  управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области, комитет по физической культуре и спорту администрации Новосибирской области, мэрия г. Новосибирска, общественные организации
ВОИ, ВОС, ВОГ, курсы повышения квалификации специалистов Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

  Объемы и источники   
финансирования
(в тыс. руб.)  

  

Период

(г.г.)

Областной бюджет

Внебюджетные

источники

Всего

2001-2005

72439,02

23111,2

95550,22

2001

  9000,0

  4865,6

13865,5

2002

20287,13

  5540,5

25827,63

2003

16722,15

  4739,5

21461,65

2004

13451,2

  4739,5

18190,7

2005

12978,54

  3226,2

16204,74

 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы   

 - повышение эффективности деятельности государственной службы медико - социальной экспертизы и  предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование системы организации реабилитации инвалидов, наиболее полная интеграция инвалидов в общество и по-                                          вышение качества их жизни.

 


2. Общие положения



    2.1 Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы

       Областная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы" (далее программа) является дополнительным механизмом реализации Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Новосибирской области от 12.03.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области".

        Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" и предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня инвалидности, усиление социальной поддержки инвалидов  Новосибирской области и создание им равных с другими гражданами условий жизнедеятельности.

       Программа  будет выполняться  поэтапно в 2001-2005 годах.

       На первом этапе (2001-2002 годы) будет осуществляться разработка современных технологий деятельности и мероприятий по  укреплению материально-технической базы государственной службы медико-социальной экспертизы, предприятий реабилитационной индустрии и областной службы реабилитации инвалидов,  обеспечению государственной поддержки общественных организаций,   формированию доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности.

На втором этапе (2003-2005 годы) намечается внедрение новых медико-социальных  и организационных технологий в практику работы государственной службы медико-социальной экспертизы, областной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений  медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии.

Перечень мероприятий программы (приложение N  1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


В последние годы наметилась тенденция к увеличению как абсолютной численности инвалидов, так и уровня инвалидности среди населения Новосибирской области. Ежегодно свыше  20 тысяч  граждан Новосибирской области становятся инвалидами, причем треть из них- лица трудоспособного возраста. Если  в 1995 году на учете состояло 87 тыс. инвалидов (3% от общего количества населения области),  а на 1 января 1999 года - 109,25 тыс. инвалидов (3.9% от общей численности населения), то по состоянию на 1 января 2000 года их количество увеличилось до 119,4 тыс. человек  и составило 4,3 %. от общей численности населения Новосибирской области.

          По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост инвалидности до 7% от общей численности населения области. Это  свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия  на областном уровне комплекса мероприятий по созданию системы реабилитации и социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Изменилась государственная политика в отношении инвалидов. В настоящее время  инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (ориентации, передвижения, самообслуживания, общения, обучения и т.д.). Главной целью социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами  возможностей реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наиболее полной интеграции инвалидов в общество и повышение качества их жизни.    

Администрация области предпринимает определенные меры по реализации Федерального закона  "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".  Реализация государственной политики в отношении инвалидов потребовало  проведение   реорганизации службы врачебно-трудовой экспертизы и созданию на ее базе государственной службы медико-социальной экспертизы, создание  областной службы реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам. В марте 1999 года принят Закон Новосибирской области "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области". В рамках этого Закона создана областная служба реабилитации инвалидов, утверждено положение о Комплексном банке данных об инвалидах Новосибирской области.

Постановлением главы администрации Новосибирской области от 08.05.97 N 262  при управлении социальной защиты населения администрации области создана государственная служба медико-социальной экспертизы. В настоящее время в области действует 31 межрайонное бюро МСЭ. Однако, исходя из численности населения Новосибирской области (на 01.01.2000-2751700 человек), и учитывая, что  за последние 4 года число освидетельствований возросло более чем на 17000  человек ежегодно, требуется открытие  дополнительно 3-х межрайонных бюро МСЭ, а для повышения эффективности работы государственной службы медико-социальной экспертизы и  оперативного использования базы данных необходимо создание автоматизированной системы   управления.

       С учетом  территориально- административного деления области и в целях повышения доступности медико-социальной экспертизы для жителей отдаленных сельских районов,  а также для проведения освидетельствования  на дому тяжелобольных,  требуется увеличить  парк  автотранспорта государственной службы медико-социальной экспертизы.

Организация реабилитации инвалидов, предусматривающей  систему медицинских, профессиональных и социальных мероприятий требует  создание и развитие  сети реабилитационных учреждений, предприятий реабилитационной индустрии и обеспечение их необходимым оборудованием. В настоящее время Новосибирской области действует  три областных реабилитационных центра для  инвалидов, открыто 12 отделений социальной реабилитации инвалидов при комплексных центрах социального обслуживания территориальных администраций, функционируют два протезно-ортопедических предприятия, предприятие  по производству технических средств реабилитации.   Указанные реабилитационные учреждения и предприятия нуждаются в  доукомплектовании и обновлении материально-технической базы. С учетом увеличения количества разработанных  индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее ИПР) (в  1999 году государственной службой МСЭ было разработано и выдано 9583 ИПР инвалида, что в два раза больше, чем в 1998 году), действующих реабилитационных учреждений и недостаточно. Для предоставления реабилитационных услуг  всем нуждающимся   в них  инвалидам требуется создание новых реабилитационных учреждений.

        Областные  реабилитационные учреждения, осуществляя непосредственно     реабилитацию     инвалидов,    одновременно   являются и методическими центрами по разработке и апробированию в  тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими учреждениями новых методик  и технологий социальной реабилитации инвалидов по вопросам научного обеспечения процесса реабилитации инвалидов,  системного подхода, последовательности и преемственности в организации и проведении реабилитации,   разработки системы контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий. Для  проведения этой работы необходимо финансовое  обеспечение.

Остается низкой обеспеченность  инвалидов техническими средствами реабилитации. В 1999 году кресло-коляски получили 167 инвалидов, а  число нуждающихся в них  составляет более 840 человек. Более 15 тысяч инвалидов нуждаются в различных видах технических и вспомогательных средств реабилитации.

        Назрела необходимость серьезного подхода к процессу обеспечения более 12 тысяч инвалидов области протезно-ортопедической помощью на основе внедрения на  протезно-ортопедических предприятиях новых, современных технологий протезирования и ортезирования, организации реабилитации инвалидов с нарушениями  функций опорно-двигательного аппарата.

         Одним из компонентов комплексного подхода к реабилитации инвалидов является получение ими образования. В настоящее время в Новосибирской области  образовательную и профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 3 учебных заведения. Особое место в ряду областных реабилитационных учреждений занимает профессиональное училище-интернат для инвалидов (далее ПУ-интернат для инвалидов), в котором ежегодно проживают и обучаются профессиям по 9 специальностям около 260 инвалидов. С 1995 года работает институт социальной реабилитации Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, который осуществляет трехуровневую подготовку инвалидов. В институте обучается 230  инвалидов по слуху, а с 1999 года осуществляется прием инвалидов по общему заболеванию и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 1993 года работает Новосибирский гуманитарный институт, в котором обучилось 170 инвалидов. Однако до настоящего времени в  указанных учебных заведениях не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации, новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов. Новые подходы к организации образования и профессионального обучения инвалидов к  проведению мероприятий социальной реабилитации и оказанию содействия  трудоустройству инвалидов, внедрение современных реабилитационно-профессиональных и образовательных технологий  потребовали создание на базе Пу-интерната для инвалидов Центра социально-профессиональной реабилитации инвалидов, а на базе  института социальной реабилитации и гуманитарного института  открытие отделений социально-профессиональной реабилитации инвалидов.

        Необходимо реально решать проблему  обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности, определить мероприятия, обеспечивающие инвалидам  равные со всеми гражданами возможности в доступности к средствам информации, объектам социальной инфраструктуры (пользовании жилыми и общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурно-спортивных учреждений и т.п.).

Важной задачей  является осуществление подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов для учреждений государственной службы МСЭ, областной службы реабилитации инвалидов, а также работников предприятий реабилитационной индустрии, общественных и  других организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов. Решение вопросов подготовки квалифицированных кадров  возможно в тесном взаимодействии с Курсами  повышения квалификации специалистов

Министерства труда и социального развития и другими научными, образовательными учреждениями и организациями.

          Эффективное решение проблем реабилитации и социальной защиты инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов Новосибирской области на 2001-2005 годы".

4. Основные цели и задачи Программы.

Организация работы по социальной защите и реабилитации инвалидов, осуществляется на территории области  в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Эффективная реализации указанного закона значительно снижена из-за отсутствия ряда нормативных правовых актов, которые должны быть разработаны  на федеральном уровне, и  недостаточного  финансового обеспечения. Поэтому необходимы дополнительные меры, способные  обеспечить решение задач социальной защиты и реабилитации инвалидов.

Основными целями  настоящей Программы являются:

- снижение уровня инвалидности;

-  усиление  социальной поддержки и повышение качества жизни инвалидов, социальная интеграция инвалидов в общество;

- повышение эффективности деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, областной службы реабилитации инвалидов;

- развитие реабилитационной  индустрии;

- усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.

       Для достижения  основных целей Программы требуется решение следующих задач:

- создание Комплексного банка данных об инвалидах Новосибирской области;

- укрепление материально-технической базы и совершенствование деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы;

- организационное, информационное, правовое  и кадровое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, областной  службы реабилитации инвалидов,  реабилитационных учреждений  и предприятий  реабилитационной индустрии;

- развитие сети реабилитационных учреждений,  разработка и внедрение современных реабилитационных технологий;

- развитие  предприятий реабилитационной индустрии, внедрение новых технологий протезирования и ортезирования;

- обеспечение профессиональной подготовки  и трудоустройства инвалидов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»