Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. По состоянию на 1 апреля 2000 года на территории Новосибирской области действует 23725 малых предприятия, что составляет 48 % от общего количества предприятий области и 2,7 % малых предприятий по России. По сравнению с 1999 годом прирост составил 10,2 %. Тенденция на увеличение количества малых предприятий сохранится на 2000 год и на перспективу до 2003 года. В связи с проводимой социальной политикой (реальное повышение денежных доходов на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям; восстановление заработной платы до кризисного уровня за счет индексации денежных доходов и прежде всего заработной платы работников бюджетной сферы; повышение пенсий) и прогнозируемым снижением темпов инфляции (до 12-14 %) вырастет платежеспособность населения, что будет способствовать расширению потребительского спроса и дальнейшего развития малых предприятий.
Одной из причин резкого роста в последние годы числа малых предприятий явился экономический и политический кризисы, приведшие к разрушению крупной промышленности и заставившие население страны самостоятельно заботиться о собственном выживании.
В 2000 году на 1000 человек постоянного населения Новосибирской области приходится в среднем 8,6 малых предприятия, по России - 6.
Предприятиями частной собственности произведено 87,8 % общего объема продукции и услуг малых предприятий. На долю частных предприятий приходится 96,4 % розничного товарооборота малых предприятий, 90,7 % оборота общественного питания, 90,4 % прибыли, 92,8 % инвестиций в основной капитал, 84 % объема платных услуг. В I кв. 2000 года на малых предприятиях число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера составило около 16 %
трудоспособного населения области (1998 г. - 14 %, 1999 г. - 16 %). Тенденция на увеличение числа занятых сохранится до 2003 года.
На постоянной основе работало 117025 человек (13 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики области) и было выше, чем в 1999 году на 15,4 %. Число работников на постоянной основе по сравнению с 1999 годом увеличилось в отраслях: промышленность (почти в 2 раза), сельское хозяйство, информационно-вычислительное обслуживание, здравоохранение, операции с недвижимым имуществом, торговля и общественное питание, а в отраслях: наука и научное обслуживание, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт - уменьшилось.
На условиях вторичной занятости было привлечено 14099 человек (12,05% от штатного состава) произошло увеличение по сравнению с 1999 годом на 19,5 %.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в 1999 году занималось 54962 человека.
В I кв. 2000 г. малыми предприятиями произведено товаров и услуг по всем видам деятельности на 2700,8 млн. руб. (17,6 % областного объема продукции, в I кв. 1999 года - 17,3 %).
В I кв. 2000 года малыми предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал 110,8 млн. рублей, 66 % инвестиций освоено строительными предприятиями, 19,5 % - предприятиями торговли и общественного питания.
Налоговые поступления от малого бизнеса в I полугодии 2000 года составили 13,4 % от общей суммы налоговых поступлений.
Большинство малых предприятий многопрофильные, что обеспечивает их устойчивость за счет работы в различных сегментах рынка. Многопрофильность многих малых предприятий объясняется колебаниями спроса и предложений на рынке, частыми изменениями в законодательстве, политической нестабильностью.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования областной программы поддержки малого предпринимательства;
неразвитость механизмов финансово- кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.