Финансирование жилищного строительства в городе осуществляется в условиях высокой инфляции, крайнего недостатка бюджетных ассигнований, неустойчивого функционирования банковской системы. Успех развития жилищного строительства зависит в первую очередь от того, насколько реальными окажутся источники его финансового обеспечения.
Это дает основание считать первоочередной задачей деятельности администрации города концентрацию всех имеющихся у города ресурсов, прежде всего финансовых, на реализацию настоящей Концепции.
В 1998 году финансирование жилищного строительства осуществлялось за счет следующих источников:
№ | Источники финансирования | Сумма, |
1. | Бюджет города | 47,5 |
2. | Вклады населения | 480,0 |
3 | Плата за земельные ресурсы | 23,0 |
4. | Кредиты местных банков | 70,0 |
5. | Вклад предпринимателей | 16,0 |
6. | Средства предприятий | 145,0 |
7. | Бюджет области | 3,0 |
8. | Средства северян | 10,0 |
9. | Средства беженцев | 5,0 |
10. | Жилищные сертификаты | 15,0 |
11. | Компенсация из федерального бюджета | 15,0 |
12. | Прочие внебюджетные средства | 72,0 |
| ИТОГО: | 901,5 |
В ходе реализации жилищной политики предполагается создать кредитно-финансовый механизм, позволяющий обеспечить решение следующих главных задач:
- обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
- улучшение жилищных условий для всех слоев населения.
Развитие жилищного строительства до 2006 года потребует значительного объема капитальных вложений с максимальным привлечением различных источников финансирования. По приблизительным подсчетам объем капитальных вложений оценивается в 10,0 млрд.рублей без учета затрат на развитие базы стройиндустрии (таблица 5).
В условиях дефицита централизованных средств жилищное строительство базируется главным образом на использовании источников внебюджетного финансирования.
Если раньше финансирование строительства жилья из бюджета города было основным, то в настоящее время доля средств бюджета города в общем объеме финансирования снизилась более, чем в десять раз и предусмотрена в настоящей Концепции в размере 4,6 %. В то же время возросли масштабы привлечения средств инвесторов и взносов населения. За счет этих источников предполагается профинансировать соответственно 15,7 % и 58,2 % затрат на жилищное строительство. По пути продажи квартир на стадии строительства или после его завершения идут практически все заказчики, реализуя населению около 70 - 85 % выстроенного жилья.
Однако представляется правильным сохранить на период 2000 - 2005 гг. в качестве основной неотложной задачи постоянного характера - обеспечение муниципальным жильем очередников и категории населения, имеющие льготы на получение жилья.
Для этого предполагается интенсифицировать такие источники пополнения бюджета, как:
- доход от использования земли;
- налоги на недвижимость;
- снижение стоимости строительства.
Финансирование строительства муниципального жилья должно стать приоритетной (защищенной) расходной статьей бюджета города, не зависящей от исполнения доходной его части. При этом часть внебюджетных фондов, создаваемых городом, следует включить в состав бюджета города, возложив на налоговые инспекции активный контроль за своевременным поступлением в бюджет соответствующих средств. Это позволит радикально решить проблему финансового обеспечения строительства муниципального жилья.
Решению жилищной проблемы будет способствовать изменение ныне практикуемого порядка хранения средств бюджета города на счетах в коммерческих банках и отказ от их услуг по осуществлению бюджетного финансирования. Средства налогоплательщиков по социально-экономическим и этическим соображениям не должны служить источником доходов коммерческих банков.
Средства бюджета города должны храниться в муниципальном банке, и весь доход от временного использования этих средств следует полностью перечислять в бюджет города. Муниципальный банк может предоставлять более дешевые кредиты для инвестирования жилищного строительства. Это послужит дополнительным источником пополнения бюджета города, укрепит финансовую базу строительства муниципального жилья.
Для формирования инвестиционной части бюджета города предлагается обеспечить дополнительное поступление в него средств, направляемых на финансирование жилищного строительства, за счет:
- части объема поступаемых налогов на жилищное имущество от физических лиц;
- части объема поступаемой арендной платы за нежилые помещения;
- направления на продажу пустующих жилых домов;
- установления нижнего предела размера платы за жилье и коммунальные услуги для семей с высокими доходами.
За счет средств федерального и городского бюджетов будут решаться задачи обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас и отставку, работников организаций здравоохранения, образования и социального обеспечения.
В целях оказания помощи гражданам в строительстве и приобретении жилья одним из самых действенных способов является предоставление кредитов.