ПОЛОЖЕНИЕ
"Об организации разработки стратегического плана
устойчивого развития города Новосибирска"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок организации разработки стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска (далее - стратегический план), создания и функции организационных структур стратегического планирования, определяет структуру и содержание стратегического плана.
1.2. Стратегический план представляет собой систему документов, обеспечивающих регулирование развития города, позволяет создать условия для перспективного развития города, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей.
Для системы муниципального управления стратегический план является эффективным инструментом, способным консолидировать усилия мэрии и городского сообщества в решении проблем города.
Наличие стратегического плана - обязательное условие при реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.
2. Структура и содержание стратегического плана
2.1. Стратегический план должен концентрироваться на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на этапе разработки концепции социально-экономического развития города в начале XXI века, с учетом возможных вариантов развития российской и мировой экономики, государственной социальной политики и международных отношений.
2.2. В процессе стратегического планирования определяются:
- главная цель развития города на дальнесрочную и среднесрочную перспективу;
- основные стратегические направления (программы или частные стратегии) достижения главной цели;
- конкретные цели, задачи, выделяемые в каждом стратегическом направлении;
- меры и средства реализации выбранных стратегий;
- финансовые, материальные, трудовые и информационные ресурсы, необходимые и имеющиеся для осуществления намеченных мер, и использование имеющихся средств;
- показатели (индикаторы) и критерии оценки намеченных мер.
2.3. Стратегический план предусматривает следующие разделы:
- стратегические цели и приоритеты устойчивого развития города Новосибирска;
- стратегии социально-экономического развития (в раздел включаются: анализ сильных и слабых сторон города, определение целевых секторов экономики и основных показателей повышения уровня жизни, программы социальной и экономической политики мэрии);
- стратегии развития территории в соответствии с генеральным планом города (в том числе стратегия реконструкции и развития инженерной инфраструктуры города);
- разработка стратегических программ по отдельным направлениям развития города.
2.4. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных частных стратегий, осуществляемые структурными подразделениями мэрии с использованием ресурсов города, сводятся в план мероприятий мэрии по реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска. Таким образом согласуются стратегические цели и текущая деятельность мэрии.
3. Стратегическое партнерство
3.1. Содержание стратегического плана, его ориентиры, мероприятия и оценки вырабатываются в результате совместной работы всех участников, влияющих на устойчивое развитие города, с учетом интересов населения и при активной роли муниципальной власти. Мэрия берет на себя инициативу по организации работ и, наряду с другими участниками, обязательства по реализации плана. Такой общегородской план представляет собой выражение общественного согласия по поводу основных направлений и приоритетов развития города. Стратегический план формирует механизм стратегического партнерства в городе, то есть механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
3.2. Стратегическое партнерство эффективно для всех участвующих сторон. Стратегический план необходим как мэрии для согласования действий структурных подразделений мэрии при принятии управленческих решений и выборе приоритетных направлений по распределению средств, так и хозяйствующим субъектам города и внешним инвесторам, принимающим решения о своем развитии на перспективу и выдвигающим долгосрочные проекты.
3.3. Организации, включившиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность добиться признания приоритетности для развития города представляемых ими сфер деятельности и, соответственно, рассчитывать на поддержку муниципалитета. Стратегический план для организаций это средство диалога не только с властью, но также и со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в Новосибирске. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии по разработке стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнерами не только выработать, но и корректно реализовать совместные действия, способствующие развитию тех направлений, в которых участники тематических комиссий заинтересованы.
3.4. Мэрия в стратегическом плане устойчивого развития города получает механизм открытого взаимодействия с учеными и специалистами, производственными предприятиями, сферой производства услуг и общественностью, а также механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и приоритетных направлений.
3.5. Население получает возможность повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в разработке, а, кроме того, уверенность в правильности выбора общегородских приоритетов, понимание направленности происходящих изменений. Важнейшей в стратегическом планировании является политическая составляющая, так как процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного согласия, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц.
3.6. Публикация и обсуждение в средствах массовой информации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска может стать мощным средством для маркетинга как города в целом, так и отдельных организаций. Широкая общественность должна получить представление об идеях и принципах, реализация которых позволит осуществить положительные тенденции развития города Новосибирска, что позволит предпринимателям, потенциальным инвесторам, властям и населению города осознанно принимать решения, ориентируясь на общепризнанную перспективу.