Цели: улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Новосибирской области; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Задачи :
а) развитие нормативно-правовой базы и хозяйственно-экономического механизма питьевого и хозяйственно-бытового водопользования на основе разграничения полномочий на различных уровнях управления;
б) совершенствование организационной структуры управления по обеспечению населения Новосибирской области питьевой водой, создание органа по координации, научному и производственному контролю за выполнением программных мероприятий;
в) создание системы мониторинга качества питьевой воды и ее источников, соответствующей санитарному законодательству и мировым стандартам.
г) разработка местных (районных, городских) программ обеспечения населения районов (городов) области питьевой водой.
д) научно-техническое, санитарно-гигиеническое обоснование и разработка мероприятий по обеспечению жителей районов области питьевой водой;
ж) разработка и проведение мероприятий по повышению санитарно-технического состояния и улучшению работы водопроводных сетей, проведение ремонтно-строительных работ скважин, перспективных для водоснабжения сельского населения, совершенствование технологии обработки воды на водоочистных станциях;
з) организация зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и разработка нормативов предельно допустимого воздействия на поверхностные источники питьевой воды с целью предотвращения заболеваний населения;
и) создание и апробация блочно-модульной системы улучшения качества питьевой воды из высокоминерализованных источников;
Мероприятия Программы выбраны с учетом требований Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. N 292.
При водоснабжении из поверхностных источников приоритетными признаны мероприятия по санитарной охране рек, а из подземных - по улучшению солевого и микроэлементного состава питьевой воды. В сельских поселениях планируется, кроме увеличения количества скважин и водопроводных сетей, подготовка питьевой воды по передовым технологиям на блочно-модульных установках в физиологически необходимых количествах соответствующей санитарным нормам по качеству.
Создание исполнительного органа Программы также предусмотрено Концепцией Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. N 292.
Наличие такого органа позволит оперативно координировать усилия различных ведомств и организаций по выполнению Программы и соблюдению утвержденных принципов её реализации.
Законодательная база программы должна содержать областной закон об обеспечении населения питьевой водой, систему нормативов ПДВВ, законодательные документы о бюджетном процессе и местном самоуправлении.
Каждый район и город области имеет существенные специфические особенности питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, относящиеся как к типу поселений, так и к качеству воды источников водоснабжения. На территориях районов и городов разведены различные водоносные горизонты, отличающиеся неодинаковым сочетанием качественных характеристик воды. Специфика гидрогеологических, общесанитарных, социально-экономических и градостроительных условий требует разработки районных (городских) программ обеспечения населения питьевой водой путем корректировки и территориальной привязки основных решений Программы.
К мониторингу качества воды при организации питьевого водоснабжения предъявляются исключительно высокие требования. Для выполнения санитарных норм и правил контролирующие лаборатории должны быть обеспечены современной аппаратурой и иметь персонал высочайшей квалификации. В области эти условия выполнимы при объединении усилий институтов Академии наук и учреждений Минздрава России (Органа по сертификации питьевой воды Новосибирского Центра Госсанэпиднадзора, Межрегионального научно-практического центра по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Минздрава России, и др.). Такое объединение возможно при создании комплексной специализированной лаборатории или Центра. Финансирование Центра возможно частично за счет средств областного бюджета и преимущественно на хозрасчетной основе.
Несмотря на разнообразие качества подземных вод в различных районах области, анализ показал возможность классифицировать методы обработки воды по блочно-модульному принципу применительно к конкретным водопроводам в сельских поселениях. Необходимость устранения сложного сочетания неблагоприятных свойств воды будет достигаться за счет целенаправленной компоновки блоков сооружений по водоочистке. Производство таких блоков возможно на специально созданной в области производственной базе. Такой подход наиболее выгоден как в плане ускоренной реализации научных разработок, так и в плане создания дополнительных рабочих мест и, естественно, коренного улучшения водоснабжения сельского населения. Существующие типовые установки не могут устранить весь комплекс неблагоприятных свойств подземных вод в сельских районах области. Разработка и внедрение блочно-модульной системы обеспечит быстрое и эффективное решение проблемы улучшения качества подземных питьевых вод для всех сельских поселений. Одновременная разработка системы профилактики болезней, вызванных вредным влиянием питьевой воды на организм, позволит коренным образом улучшить медико-социальные показатели качества жизни сельского населения области.
640 тыс. чел. сельского населения области подлежит углубленному медицинскому обследованию в связи с хроническим неблагоприятным действием питьевой воды на организм. На базе Областной клинической больницы, Межрегионального научно-практического центра по ЧС и гигиенической экспертизе Минздрава России и центральных районных больниц необходимо провести обследование в первую очередь детского населения и лиц в группах повышенного риска в Усть-Тарском, Венгеровском, Чановском, Кочковском, Карасукском, Татарском, Купинском, Куйбышевском, Чистоозерном, Барабинском, Краснозерском, Ордынском, Баганском, Убинском, Каргатском, Чулымском и Черепановском районах. Мероприятия по профилактике неинфекционных заболеваний, связанных с водным фактором, должны быть проведены по унифицированной схеме, что более эффективно и экономически выгодно.
Санитарная охрана источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения будет реализована путем разработки гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах санитарной охраны поверхностных и подземных источников воды с учетом сложившейся и перспективной санитарной ситуации, а для области в целом - путем разработки Генеральной схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
В Новосибирской области отсутствует система менеджмента питьевого водоснабжения, обеспечивающая рынок услуг в этой важной сфере, без которого невозможна организация динамически надежного обеспечения населения питьевой водой. Планируется, в первую очередь, оказать всем районам области научно-техническую помощь в решении проблемы качественного питьевого водоснабжения в рамках единой концепции, предусматривающей переход от затратного экстенсивного пути к интенсивному высокотехнологичному В каждом районе области будет идти поиск таких решений, которые были бы наиболее эффективны и экономичны применительно к конкретным условиям поселения.
Система менеджмента питьевого водоснабжения является важным организационно-методическим инструментом выполнения областной целевой программы. Менеджмент включает:
1. Изучение состояния источников питьевого водоснабжения и фиксированный анализ обнаруживаемых проблемных ситуаций;
2. Выявление факторов риска и определение конкретных путей их устранения для предотвращения негативных медицинских, социальных и экономических последствий, координацию деятельности служб по контролю качества воды с участием новых аналитических структурных единиц;
3. Разработку мероприятий по устранению реальных недостатков в системах питьевого водоснабжения и обеспечения санитарной надежности водоисточников;
4. Содействие принятию органами самоуправления районов оптимальной производственно-финансовой стратегии и политики по реализации областной программы;
5. Помощь в экономической оценке прямых и косвенных затрат на создание новых технологий, в том числе блочно-модульных систем водоподготовки, эксплуатации водопроводов, распределению питьевой воды, консультации для поиска экономических возможностей финансирования необходимых инвестиций в эксплуатационные и контролирующие службы водоснабжения;
6. Помощь в создании производственной организационной структуры по выполнению менеджмента питьевого водоснабжения сельских районах;