ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Состояние и энергоэффективность хозяйственного комплекса Новосибирской области
Топливно-энергетический комплекс Новосибирской области представлен централизованной системой тепло- и электроснабжения, находящейся в ведении ОАО "Новосибирскэнерго", в состав которой входит 5 ТЭЦ суммарной мощностью 2055 МВт , одной ГЭС (455 МВт), обеспечивающие более 70% потребностей области в электрической и более 40% в тепловой энергии. Недостаток электрической энергии восполняется импортом из соседних энергосистем, тепловой энергии ведомственными котельными, 365 из которых находятся на территории г. Новосибирска и более 1200 - в области.
Потребность области в энергоносителях практически целиком удовлетворяется за счет импорта, более 60% которого используется для получения электро- и тепловой энергии.
Эффективность использования энергии в области снижается более быстрыми темпами, чем в целом по РФ: за рассматриваемый период энергоемкость областного валового внутреннего продукта (ВВП) возросла более, чем на 70% против 21 - 22% прироста энергоемкости федерального ВВП. Тем не менее энергоэффективность экономики области в целом пока остается более высокой, чем в среднем по РФ (как это было в предреформенный период): общий внутренний потенциал энергосбережения области в текущем году оценивается величиной в диапазоне 1,8 - 2,1 млн. тонн условного топлива.
Анализ энергоэффективности хозяйственного комплекса области служит основным критерием оценки эффективности предлагаемых Программой мероприятий на всех стадиях их реализации.
2. Основные принципы энергосберегающей политики на территории области
Основными принципами настоящей Программы являются:
- Приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов добычи , производства, закупки.
- Сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии.
- Первоочередность обеспечения выполнения экологических требований.
- Обязательность учета производимых или расходуемых энергетических ресурсов.
- Заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в применении эффективных технологий.
- Открытость Программы по составу участников, направлениям энергосбережения, отраслевым и территориальным подходам.
- Осуществление мероприятий Программы за счет собственных средств, либо на возвратной основе.
- Предоставление льгот по проектам энергосбережения на конкурсной основе.
3. Цели и задачи Программы
Основными целями настоящей Программы являются:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов на единицу валового внутреннего продукта Новосибирской области;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет области за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию;
- улучшение финансового состояния предприятий области за счет снижения платежей за энергоресурсы и, соответственно, дополнительное пополнение бюджета области за счет налоговых поступлений;
- стимулирования проведения энергосберегающей политики производителями и потребителями энергии на основе экономической заинтересованности;
Раздел 4 в редакции, введенной постановлением пятнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27.02.03, - см. предыдущую редакцию
4. Приоритетные направления по Программе:
создание объектов демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности;
оптимизация энергопотребления в отраслях хозяйственного комплекса области на базе технических решений по применению современных систем учета и регулирования электропотребления и теплопотребления предприятий;
совершенствование систем централизованного теплоснабжения в городах и поселках области на базе систем коммерческого учета и контроля теплопотребления, автоматизированных диспетчерских систем регулирования теплопотребления и современных технологий теплоизоляции магистральных трубопроводов и распределительных тепловых сетей;
ресурсосбережение, экология энергетики - вовлечение в хозяйственную деятельность вторичных ресурсов и отходов промышленного и бытового назначения, в том числе золы Новосибирских ТЭЦ и твердых бытовых отходов;
применение паротурбинных и газотурбинных электрогенерирующих установок для организации совместной выработки энергии на действующих тепловых источниках;