ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 сентября 1998 года N 538

г. Новосибирск


О введении в действие Инструкции о сроках и формах
представления информации в области защиты населения
и территории Новосибирской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 27 августа 2009 года)


_________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением губернатора области от 05.05.05 N 298,

постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565,

постановлением губернатора области от 11.06.2009 N 252,

постановлением губернатора области от 27.08.2009 N 361

_________________________________


Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Преамбула в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

постановляю:


1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Главам муниципальных образований области обеспечить представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с прилагаемой Инструкцией.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 11.06.2009 N 252, - см. предыдущую редакцию)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 11.06.2009 N 252, - см. предыдущую редакцию)

     

И.о.главы администрации
                           В. Н. Киселев

Приложение
утверждено постановлением
главы администрации области
от 08.09.98 N 538

(В редакции, введенной
 постановлением губернатора
 области от 11.06.2009 N 252
, -
 см. предыдущую редакцию)



ИНСТРУКЦИЯ
о сроках и формах представления информации в
области защиты населения и территории Новосибирской
области от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа МЧС России от 07.07.97 г. N 382 "О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Главы администрации Новосибирской области от 13.06.97 N 305 "О порядке сбора и обмена в Новосибирской области информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

1. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Инструкция) определяет сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее информация) в комиссию по чрезвычайным ситуациям области через постоянно действующий орган управления территориальной подсистемы Новосибирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - постоянно действующий орган управления), также обеспечивает координацию деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации) по сбору и обмену информацией.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

2. В рамках требований настоящей Инструкции, в зависимости от назначения, информация подразделяется на оперативную и текущую.

3. К оперативной информации относится информация, предназначенная для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, оценки вероятных последствий и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации. Оперативная информация представляется в МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления  в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 1/ЧС - 4/ЧС.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

4. В МЧС России представляется оперативная информация: о территориальных чрезвычайных ситуациях - непосредственно администрацией Новосибирской области (при необходимости привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти), а также постоянно действующим органом управления через Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр) и непосредственно:

- о локальных и местных чрезвычайных ситуациях - постоянно действующим органом управления через региональный центр;

- об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, если параметры поражающих факторов и источников аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий соответствуют установленным критериям информации о чрезвычайных ситуациях, постоянно действующим органом управления через региональный центр.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

5. В администрацию Новосибирской области представляется оперативная информация:

- о территориальных чрезвычайных ситуациях - непосредственно главами органов местного самоуправления (при необходимости привлечения сил и средств администрации области через постоянно действующий орган управления),

- о локальных и местных чрезвычайных ситуациях - органами местного самоуправления (через постоянно действующий орган управления);

- об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, если параметры поражающих факторов и источников аварий, катастроф, стихийных бедствий соответствуют установленным критериям информации о чрезвычайных ситуаций - непосредственно главами органов местного самоуправления(через постоянно действующий орган управления).(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

6. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в администрацию области, приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях могут уточняться и дополниться администрацией области.

7. Рекомендовать подведомственным и территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах (взрывопожарохимически опасные объекты) и прилегающих к ним территориях, доводить информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях по формам 1/ЧС, 2/ЧС до соответствующих органов местного самоуправления и через постоянно действующий орган управления до комиссии по чрезвычайным ситуациям области.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

8. К текущей информации относится информация, предназначенная для обеспечения повседневной деятельности администрации области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Текущую информацию составляют сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях и потенциально-опасных объектах, о проводимых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для их ликвидации. Сроки и формы представления текущей информации в администрацию области через постоянно действующий орган управления, в федеральные органы исполнительной власти определяются отраслевыми и межведомственными нормативными документами.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

9. Текущая информация для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций представляется в постоянно действующий орган управления в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 года N 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

10. Текущая информация, содержащая сведения, необходимые для ведения статистического учета чрезвычайных ситуаций, представляется в Главное управление по делам ГОЧС области в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России по формам 7/ЧС-9/ЧС. Текущая информация, содержащая сведения о создании, наличии, использовании и восполнении материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляется в постоянно действующий орган управления в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России по форме 1/РЕЗ ЧС. Формы 1/ЧС-4/ЧС, 1/РЕЗ ЧС и сроки их представления приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

11. Содержание информации (сведений), представляемой в постоянно действующий орган управления, устанавливается в соответствии с составом информации, представляемой федеральными органами на территории Новосибирской области и органами исполнительной власти Новосибирской области (приложение 3 к настоящей Инструкции).(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

12. В рамках автоматизированной информационно-управляющей системы Новосибирской области обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти, администрацией области, органами местного самоуправления  на территории Новосибирской области осуществляется в соответствии с протоколом информационного взаимодействия, в которых определяется порядок автоматизированного обмена информацией.(Пункт в редакции, введенной постановлением губернатора области от 21.10.05 N 565, - см. предыдущую редакцию)

Приложение 1
к Инструкции

(В редакции, введенной
постановлением губернатора
 области от 27.08.2009 N 361
, -
 см. предыдущую редакцию)


КРИТЕРИИ
информации о чрезвычайных ситуациях

     

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

1.1. Транспортные аварии (катастрофы)

А. Общие критерии(*))

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту - организации) - 500 МРОТ.

     Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.1.1-1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Перерывы в движении: на главных путях железнодорожных магистралей - 6 часов и более; на метрополитене - 30 мин. и более.

     1.1.3. - 1.1.4. Кораблекрушения, аварии,  повреждения грузовых, пассажирских судов, рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов

1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные  объекты в объеме 1 т и более.
2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз(**)).
3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель - любой факт аварии (катастрофы).
4. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.
5. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.

1.1.5. - 1.1.6. Авиационные и ракетно-космические  катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов.

Падение,  разрушение воздушного судна,  ракетно-космического изделия (аппарата) - любой факт падения, разрушения.

     (*)) Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС
     (**)) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные  дорожно-транспортные аварии и катастрофы)

1. Аварии на автомобильном  транспорте,  перевозящем опасные грузы - любой факт аварии.

2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссией Новосибирской области по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности или комиссиями органов местного самоуправления по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

4. ДТП(*) )с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, на железнодорожных переездах

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждение ж. д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Перерыв в движении: на главных путях железнодорожных магистралей - 6 часов. и более; на метрополитене - 30 мин. и более.

4. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

5. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

6. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте, - любой факт аварии.

7. Прекращение движения на данном участке  автодорог на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

8. ДТП с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

9. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц.

1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах

Любой факт разрыва.

1.1.10. Аварии на внутри-промысловых нефтепроводах

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более.

     1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)

1.2.1.  - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см. предыдущую редакцию

     (*)) Исключая пожары при ДТП

1.2.2.  - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см.предыдущую редакцию


1.2.3. - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см.

предыдущую редакцию

1.2.4.  - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см.

предыдущую редакцию

1.2.5. - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см.

предыдущую редакцию

1.2.6. - Пункт исключен - постановлениее губернатора области от 11.06.2009 N 252 - см.предыдущую редакцию

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы

Любой факт пожара или взрыва.

1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах

Пожары (взрывы) в метрополитене - любой факт пожара или взрыва.

1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов

1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны - решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей  ЧС  принимают  постоянно действующий орган управления.
2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта - любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают постоянно действующий орган управления
.

1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов)

1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов - любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).
2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта - решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.


1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса)
аварийно химических опасных веществ (АХОВ)
А. Общие критерии

1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении)

1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению постоянно действующего органа управления. Превышение ПДК (ПДУ) в  пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается постоянно действующим органом управления с учетом местных условий.
2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ) в 5 раз и более*.
3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.
4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.
5. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.
6. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.


1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.

     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ

Любой факт выброса токсичных веществ.

1.3.4. Аварии с боевыми  отравляющими веществами

Любой факт аварии.

1.3.5. Обнаружение (утрата)   источников АХОВ

1. Обнаружение (разливы) ртути - превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30 - 49 раз в течение 8 часов, или в 20 - 29 раз в течение 2 суток.
     2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается постоянно действующим органом управления (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).


1.3.6. Выбросы на нефтяных   месторождениях нефти (открытые фонтаны нефти)

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается постоянно действующим органом управления (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.8. Аварии с разливом нефти и нефтепродуктов*

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.

     *) За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.

     1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса)
     радиоактивных веществ (РВ)
     А. Общие критерии

1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.
2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.
3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз.
4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.
5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл. 6.1-6.3).
6. При выполнении условий:
     измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками - более 20 мк Гр/ч на расстоянии 1 м;
     измеренная мощность дозы гамма -   излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора - более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч - решение об отнесении аварии к ЧС принимается постоянно действующим органом управления с учетом местных условий.
     7. Число погибших - 2 чел. и более.
     Число госпитализированных - 4 чел. и более.
     8. Прямой материальный ущерб:
     гражданам - 100 МРОТ;
     организации - 500 МРОТ.


     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.4.1. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м.
2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м(3).
     3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м(3).


1.4.2. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м(3).
2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м(3).
3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода -131 более 7 Бк/м(3).


1.4.3. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами

Любой факт выброса и (или) сброса РВ.

1.4.4. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке

Любой факт аварии.

1.4.5. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения

Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение.

1.4.6. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок

Любой факт обрушения

1.4.7. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО)

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО - более 5 мкГр/ч.
2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м - более 100 мкГр/ч.


     1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса)
     патогенных для человека микроорганизмов
     А. Общие критерии

1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях)

1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ.
2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных.

     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов.

1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов.

     1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.
     Число госпитализированных - 4 чел. и более.
     2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ;  организации - 500 МРОТ.


     1.7. Аварии на электроэнергетических системах
А         Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.
     Число госпитализированных - 4 чел и более.
     2. Прямой материальный ущерб:
     гражданам - 100 МРОТ;
     организации - 500 МРОТ.


     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.7.1. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более.

1.7.2. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей

Перерывы в движении на главных путях железнодорожных магистралей - 6 часов и более.

     
     1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
     А. Общие критерии

1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более.
2. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
3. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.


     1.9. Аварии на очистных сооружениях
         А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел и более.
     Число госпитализированных - 4 чел и более.
     2. Прямой материальный ущерб:
     гражданам - 100 МРОТ;
     организации - 500 МРОТ.
     3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается постоянно действующим органом управления (если не достигнуты значения общих критериев).


     1.10. Гидродинамические аварии
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб:
гражданам - 100 МРОТ;
организации - 500 МРОТ.
3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается

постоянно действующим органом управления

(если не достигнуты значения общих критериев).

     
     2.Природные чрезвычайные ситуации
     2.1. Опасные геофизические явления

     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.1.1. Землетрясения

Землетрясение - 5 баллов и более

     2.2. Опасные геологические явления
     А. Общие критерии

2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи

1. Число погибших 2 человека и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб:
гражданам - 100 МРОТ;
организации - 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.
4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.


2.2.2. Эрозия, склоновый смыв

1. Число погибших 2 человека и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб:
гражданам - 100 МРОТ;
организации - 500 МРОТ.
3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.
4. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.


     
     2.3. Опасные метеорологические явления
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.
Число госпитализированных - 4 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб:
гражданам - 100 МРОТ;
организации - 500 МРОТ.
3. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.


     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.3.1. Сильный ветер,
в т.ч. шквал


Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек и более.

2.3.2. Смерч

Сильный вихрь с вертикальной осью в виде столба или воронки, направленной от облака к поверхности земли или (воды).

2.3.3. Очень сильный дождь
(мокрый снег,  дождь со снегом)


Количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 часов и менее.

2.3.4. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь)

Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее.

2.3.5. Продолжительные сильные дожди

Количество осадков 100 мм и более за 3 суток и менее.

2.3.6. Очень сильный снег

Количество осадков 20 мм  и  более за  12 часов и менее.

2.3.7. Крупный град

Диаметр градин - 20 мм и более.

2.3.8. Сильная метель
(в т. ч. низовая)

Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более в течение 12 часов и более.

2.3.9. Сильная пыльная (песчаная) буря

Пыльная буря при средней скорости ветра 15 м/сек и более в течение 6 часов и более.

2.3.10. Сильное  гололедно-изморозевое  отложение на проводах

Диаметр отложения льда на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега - 35 мм и более.

2.3.11. Сильный туман

Видимость 50 м и менее в течение 6 часов и более.

2.3.12. Сильный продолжительный мороз

Минимальная температура воздуха -40(0)С и ниже в течение 3 суток и более.

2.3.13. Сильная продолжительная жара

Максимальная температура воздуха +35(0)С и выше в течение 3 суток и более.

2.3.14.Чрезвычайная пожарная опасность

Показатель пожарной опасности составляет 5 класс (10000 град. по формуле В.Г.Нестерова).

2.3.15. Заморозки**

Понижение температуры воздуха или поверхности почвы ниже 0(0)С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в период активной вегетации сельскохозяйственных культур (после устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 10(0)С весной и до перехода ее через 10(0)С осенью).

2.3.16. Суховей

Сохранение в течение 3 дней и более хотя бы в один из сроков каждого дня относительной влажности 30% и менее, температуры воздуха +30(0)С и выше при скорости ветра 5 м/cек и более в период активной вегетации сельскохозяйственных культур.

2.3.17. Засуха атмосферная

Отсутствие в течение 15 дней и более осадков при максимальной температуре воздуха +25(0)С и выше в период активной вегетации сельскохозяйственных культур.

2.3.18. Засуха почвенная

Снижение запасов почвенной влаги в пахотном слое (0- 20 см) до 10 мм и менее  в период активной вегетации сельскохозяйственных культур в течение 30 дней и более.

2.3.19. Переувлажнение  почвы

Содержание влаги в слое почвы 0 - 20 см превышает значение капиллярной влагоемкости почвы в течение 20 суток и более.

2.3.20. Сход снежных лавин и сели

Сход  лавин и сели, создающие угрозу или наносящие значительный ущерб хозяйственным объектам и населенным пунктам.

     2.5. Опасные гидрологические явления
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

3. Гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади -100 га и более.



     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.5.1. Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель

Превышение опасных отметок уровня воды, при которых происходит подтопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, дорог, посевов сельскохозяйственных культур.

2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень)

Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.

     (**)) Экстренная информация о заморозках как опасных явлениях передается после перехода средней суточной температуры через 10°С весной и до перехода ее через 10°С осенью

2.5.3. Интенсивное снеготаяние

Подтопление населенных пунктов, хозяйственных объектов, посевов сельскохозяйственных культур талыми водами.

2.5.4. Раннее ледообразование

Появление плавучего льда и образование ледостава на судоходных реках, озерах и водохранилищах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет.

     2.6. Природные пожары
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб:

гражданам - 100 МРОТ;

организации - 500 МРОТ.

     Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.6.1. Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах

1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для авиационной охраны лесов - 200 га и более.

2. Торфяные неконтролируемые пожары на площади: для авиационной охраны лесов - 20 га и более.

     3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
     3.1. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей

3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Мар-бурга и Эбола)

Каждый случай особо опасного заболевания.

3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94)

1. Групповые случаи заболеваний - 10 - 50 чел. и более.

2. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии

1. Групповые случаи заболеваний - 10 чел. и более.

2. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.4. Отравления людей

1. Число пораженных 4 чел. и более.

2. Число погибших 2 чел. и более.

3.1.5. Эпидемии

1. Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов РФ превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.

     3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, леп-тоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония

1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).

3.2.2. Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.)

1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 10 голов и более (эпизоотия).

2. Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 100 голов и более (эпизоотия).

3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной этиологии

Каждый случай болезни.

3.2.4. Массовая гибель рыб

1. Обнаружение факта гибели 10 и более экземпляров рыб взрослых особей, относимой к объектам Красной книги РФ и Новосибирской области (осетр, стерлядь, нельма, муксун, хариус).

2. Обнаружение факта гибели 1000 и более экземпляров рыб взрослых особей, относимых к ценным промысловым породам (судак, сазан, лещ, пелядь).

3. Обнаружение факта гибели 5000 и более экземпляров рыб взрослых особей, относимой к другим видам (щука, язь, карась, плотва, окунь и прочие).

     3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители
     сельскохозяйственных растений и леса

3.3.1 Массовое поражение растений болезнями и вредителями

Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 1000 га и более.

3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями

1. Однократное повреждение крон деревьев хвойных пород на 50 % и более, на площади 500 га для взрослых насаждений и 150 га для лесных культур и двухкратное повреждение крон деревьев лиственных пород на 80 % и более, на площади 250 га для взрослых насаждений и 150 га для лесных культур
2. Усыхание 50 % и более деревьев хвойных пород и лиственных пород на площади 200 га для лесных культур и 300 га для взрослых насаждений.

     4. Крупные террористические акты
     А. Общие критерии

1. Число погибших - 5 чел. и более.
Число госпитализированных - 10 чел. и более.
2. Прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»