НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 19 декабря 1997 года N 89-ОЗ


О социальном паpтнерстве в Новосибирской области

(с изменениями на 2 марта 2017 года)


__________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом НСО от 18.07.01 N 178-ОЗ (Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов, N30, 27 июля 2001года),

Законом НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ (Закон вступает в силу со дня его официального опубликования,"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 41, 07.10.05)

Законом НСО от 07.06.2007 N 106-ОЗ(Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования,"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 28, 15.06.2007 );

Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ (Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования);

Законом НСО от 08.05.2013 N 325-ОЗ (Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования);

Законом НСО от 02.03.2017 N 144-ОЗ (Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования)

__________________________________________

 

Принят
 областным Советом депутатов
 11 декабря 1997 года

     Подписан
 Главой Администрации области
 19 декабря 1997 года

Настоящий Закон определяет основные правовые принципы и формы становления, организации, функционирования и развития системы социального партнерства на территории Новосибирской области в целях содействия многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально экономических интересов участников трудовых отношений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Правовая основа социального партнерства

Правовой основой системы социального партнерства в Новосибирcкой области (далее - области) являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и нормативно- правовые акты области по вопросам социально-трудовых отношений.(В редакции, введенной в действие с 07.10.05 Законом НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Утратила силу - Закон НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ  - см. предыдущую редакцию

Статья 3. - Утратила силу с 07.10.05 - Закон НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ - см. предыдущую редакцию

Статья 4.  - Утратила силу с 07.10.05 - Закон НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ - см. предыдущую редакцию

Статья 5. Задачи  социального партнерства

Задачами социального партнерства в области являются:

формирование механизма коллективно-договорного регулирования трудовых отношений;

поэтапное повышение доходов населения области на основе роста производительности труда, повышения эффективности производства;

преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон социального партнерства;

обеспечение занятости и социальной защиты населения области, охраны и безопасности труда, профессионального обучения работников;

   сохранение трудового потенциала общества;(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

   формирование и реализация согласованной социально-экономической и социально - трудовой политики.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Утратила силу - Закон НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ  - см. предыдущую редакцию



ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА


Статья 7. Формы социального партнерства

Статья в редакции, введенной в действие с 25.06.2007 Законом НСО от 07.06.2007 N 106-ОЗ, - см.предыдущую редакцию

Социальное партнёрство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав  работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 8. Координация деятельности по осуществлению
социального  партнерства

Статья в редакции, введенной в действие с 25.06.2007 Законом НСО от 07.06.2007 N 106-ОЗ, - см.предыдущую редакцию

Координацию деятельности по осуществлению социального партнерства в области осуществляют областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере труда и органы по труду местных администраций.

Статья 9. Комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений


Статья в редакции, введенной в действие с 25.06.2007 Законом НСО от 07.06.2007 N 106-ОЗ, - см.предыдущую редакцию

В области образуются постоянно действующие областная и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также постоянные или временные (на время подготовки к заключению соглашения) отраслевые, межотраслевые  трех- двусторонние комиссии.

Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства по инициативе любой стороны, их численность и состав определяются совместным решением сторон.(Абзац в редакции, введенной в действие с 07.10.05 Законом НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

При наличии нескольких представителей работников или представителей работодателей состав комиссии от соответствующей стороны определяется по согласованию между данными представителями с учетом численности либо представляемых работников либо числа представляемых работодателей соответственно.

Оперативное решение задач каждой из сторон комиссии и взаимодействия с другими сторонами обеспечивает руководитель стороны комиссии. Стороны комиссии, представляющие работников и работодателей, определяют руководителей самостоятельно, сторону исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления возглавляет руководитель соответствующего органа по труду.

Взаимодействие сторон в областной трехсторонней комиссии осуществляет координатор комиссии, назначаемый Губернатором Новосибирской области, в территориальной трёхсторонней комиссии - координатор комиссии, назначаемый главой муниципального образования. Взаимодействие сторон в двухсторонних комиссиях осуществляют руководители сторон, являющиеся сопредседателями этих комиссий.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивают согласование социально-экономических интересов сторон социального партнерства, соблюдение общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на соответствующем уровне и содействуют их договорному регулированию. В рамках функций и прав комиссий ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения, рассматривается ход их выполнения.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений участвуют в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов  местного самоуправления в сфере труда.

Статья 10. Областная комиссия

Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется Правительством Новосибирской области, областными объединениями (ассоциациями) профсоюзов, областными объединениями работодателей.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 02.03.2017 N 144-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Областная трехсторонняя комиссия обеспечивает соблюдение общих принципов регулирования  социально-трудовых отношений на территории области, подготовку проекта регионального соглашения и контроль за выполнением заключенного соглашения, координацию деятельности территориальных и отраслевых (межотраслевых) комиссий.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 08.05.2013 N 325-ОЗ, - см.предыдущую редакцию)

Положение об областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, ее состав утверждаются Губернатором Новосибирской области на основании совместного решения сторон комиссии, определяющего её численность и состав.(Абзац в редакции, введенной в действие с 07.10.05 Законом НСО от 26.09.05 N 321-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Территориальная комиссия

Территориальная трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется на паритетных началах местной администрацией, территориальными объединениями (ассоциациями) профсоюзов, объединениями работодателей, органами профсоюзных организаций и работодателями.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 02.03.2017 N 144-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений на территории муниципального образования, подготовку проекта территориального, целевого соглашений и контроль за выполнением заключенного соглашения.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 08.05.2013 N 325-ОЗ, - см.предыдущую редакцию)

Положение о территориальной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается  представительным органом муниципального образования. Состав комиссии утверждается главой муниципального образования на основании совместного решения сторон комиссии, определяющего её численность и состав .(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Права комиссий

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеют право осуществлять взаимодействие сторон социального партнерства, вносить предложения об отмене или приостановке действия решений сторон, осуществлять контроль за выполнением сторонами условий соглашения, направлять членов комиссии, специалистов, экспертов в организации для ознакомления с трудовыми и социальными условиями работников, вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнения условий соглашения и согласованных действий, получать информацию для решения вопросов, входящих в ее компетенцию, и принимать по ним решения.

Решение комиссии является обязательным для всех участников соглашения. Решение областной трехсторонней комиссии обязательно для территориальных комиссий. Решения комиссий в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации, доводятся до участников социального партнерства иными способами.

Статья 13. Права и обязанности координатора комиссии

Координатор комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:

- организует работу комиссии совместно с представителями сторон социального партнерства, не вмешиваясь в их оперативную деятельность;

- организует в соответствии с Регламентом комиссии обсуждение вопросов и согласование решений по ним;

- проводит между заседаниями комиссии консультации с представителями сторон социального партнерства по вопросам, входящим в компетенцию комиссии и требующим принятия оперативного решения;

- регулярно информирует Губернатора Новосибирской области и главу соответствующей местной администрации о деятельности комиссии, принимаемых комиссией мерах по решению социально-рудовых проблем и выполнении соглашения.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Координатор комиссии имеет право:

- председательствовать на заседаниях комиссии;

- вырабатывать и оглашать решения комиссии с учетом результатов голосования;

- подписывать протоколы, решения и иные принимаемые комиссией документы.

Статья 14. Порядок деятельности комиссии

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о комиссии, регламентом комиссии, планом работы и с учетом необходимости решения текущих вопросов.(Абзац в редакции, введенной Законом НСО от 28.09.2012 N 256-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание комиссии правомочно при наличии не менее 50% членов комиссии каждой из сторон социального партнерства.

Решение комиссии принимается на основе согласия сторон социального партнерства при условии, что каждая из них приняла решение двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании.

ГЛАВА 3.  СОГЛАШЕНИЯ


Статья 15. Виды соглашений


Статья в редакции, введенной Законом НСО от 08.05.2013 N 325-ОЗ, - см.предыдущую редакцию

В зависимости от уровня и сферы регулирования социально-трудовых отношений на территории области могут заключаться региональное, региональные отраслевые (межотраслевые), территориальные, территориальные отраслевые (межотраслевые), целевые и иные соглашения.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонние и трехсторонние.

Трехстороннее соглашение заключается на любом уровне социального партнерства, кроме локального, между представителями работников, представителями работодателей, исполнительным органом государственной власти Новосибирской области  или местной  администрацией.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии соответствующего представителя областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области или местной администрации, являющихся стороной соглашения.

Организации - участники соглашений обладают преимущественным правом на рассмотрение в исполнительных органах государственной власти Новосибирской области вопросов, связанных с обеспечением социальной и экономической деятельности организаций, социальной защиты их работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»