2.1. Город Москва - столица России - является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей - русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения. Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан.
2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.
2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.
По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.
2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений, межрегиональных связей, взаимодействия с религиозными объединениями, по обеспечению реализации государственной политики в отношении российского казачества в городе Москве.
2.5. Особую роль в реализации национальной политики играет Совет по делам национальностей при Правительстве Москвы и созданные в его структуре комиссии и экспертные группы. В целях усиления межведомственного взаимодействия при реализации Стратегии в организациях образовательной, культурной, социальной сфер в городе Москве с 2017 года действует Межведомственный координационный совет по развитию межнациональных отношений в городе Москве, что, в целом, качественно расширяет участие институтов гражданского общества, в том числе межнациональных и национальных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, в решении задач гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
2.6. Важнейшим культурно-просветительским центром в сфере реализации национальной политики выступает Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский дом национальностей" (далее - ГБУ "МДН"). В его составе создан Общественный совет. Заключены соглашения о совместной деятельности с более 100 общественными и национально-культурными организациями, действующими как в городе Москве, так и в других регионах. Ежегодно ГБУ "МДН" проводит более 800 мероприятий, позитивный опыт которых активно заимствуется по всей стране.
2.7. Традиционными для многонационального города Москвы стали ежегодно проводимые общегородские мероприятия, направленные на содействие национально-культурному развитию, обеспечение сохранения и приумножения духовно-нравственного и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации, распространение знаний о культуре народов России, формирование культуры межнационального общения и профилактику проявлений ксенофобии, противодействие идеологии экстремизма и терроризма. В их числе традиционные национальные праздники практически всех народов, представленных в городе Москве. Особое значение в последние годы приобретают этнографическая олимпиада "Москва - столица многонациональной России", детский фестиваль национальных культур "Мой дом - Москва", Спартакиада национально-культурных объединений и землячеств города Москвы и многие другие мероприятия, получившие общероссийскую известность. А всероссийская акция "Этнографический диктант" привлекает в городе Москве самое большое число участников в стране.
2.8. Непосредственное отношение к вопросам национальной политики имеют ежегодно проводимые Дни регионов Российской Федерации в Москве и Дни Москвы в регионах. В настоящее время со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения в сфере межрегионального сотрудничества, значительная часть которых касается межнационального взаимодействия. Большую роль в развитии межрегиональных связей города Москвы, в консолидации многонациональной общественности столицы играют московские региональные землячества и Московское окружное казачье общество.
2.9. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, адаптации и интеграции в городское сообщество вновь прибывших представителей различных этнических групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран. Этнокультурное и языковое многообразие города Москвы, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием всего многонационального народа России. Они служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, позволяют создавать новые формы межнационального взаимодействия, положительно воспринимаемые в различных регионах страны.
2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра "маятниковой" миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.
2.11. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:
2.11.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.
2.11.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обусловливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.
2.11.3. Национального и религиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, их национальные, религиозные, региональные и международные интересы.
2.11.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.
2.12. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными этническими группами, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.
2.13. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики в городе Москве, а именно:
2.13.1. Нарастание миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке, социально-политического кризиса на территории Украины.
2.13.2. Целенаправленная политика определенных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.
2.13.3. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов).
2.13.4. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.
2.13.5. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, других коммуникационных возможностей для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.
2.13.6. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения, создает предпосылки для нарушения сложившейся традиционной историко-культурной среды проживания, что требует учета данного фактора и принятия дополнительных профилактических мер.