Действующий

О внесении изменения в распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2013 года N 196-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013-2018 годы)"

1. Общее описание "дорожной карты"


Настоящая "дорожная карта" включает краткий анализ состояния сферы социальной защиты населения Ленинградской области, цели, ожидаемые результаты, контрольные показатели, а также план мероприятий, который позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг в сфере социальной защиты населения.

Мероприятия "дорожной карты" направлены на модернизацию системы социального обслуживания, включающую совершенствование нормативной правовой базы, сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социального работника, развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций различных организационно-правовых форм, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания.

В настоящее время система социального обслуживания населения Ленинградской области включает 51 учреждение социального обслуживания населения, в том числе 16 государственных учреждений и 35 муниципальных учреждений.

Выполнение переданных государственных полномочий по предоставлению социального обслуживания населения осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области, выделяемых муниципальным образованиям. Финансирование государственных казенных учреждений стационарного обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области в соответствии с утвержденными сметами.

В целях повышения эффективности предоставления социальных услуг в Ленинградской области в 2005-2007 годах реализованы меры, направленные на оптимизацию деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, в том числе внедрен единый подход к определению категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, утверждены критерии потребности в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Виды и количество предоставляемых услуг определяются комиссией учреждения социального обслуживания на основании карты оценки способности к самообслуживанию, в соответствии с которой составляется индивидуальный план обслуживания. Подобным образом определяется индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальный план обслуживания содержит перечень необходимых гарантированных услуг, а также ежемесячные результаты предоставления услуг.

В Ленинградской области разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля по предоставлению социального обслуживания, включающий требования к ведению делопроизводства, правилам и порядку предоставления социальных услуг в соответствии с государственными стандартами.

Внедрена автоматизированная информационная система центров социального обслуживания. Автоматизация рабочих мест специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволила вести в автоматизированном режиме личное дело обслуживаемого клиента, учет социальных услуг, включая количество, периодичность, стоимость предоставленных услуг каждому клиенту, а также размер оплаты за предоставленные услуги и их результативность. Утверждены и введены в действие административные регламенты по предоставлению услуг социального обслуживания.

Проведена оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания. Количество муниципальных учреждений социального обслуживания уменьшилось с 52 до 35 учреждений. Штатная численность работников отрасли с 2005 по 2014 год сократилась на 3067 человек (с 8877 человек до 5810 человек), или на 34,5 проц. Итогом проведенной оптимизации является более рациональное использование имеющейся материально-технической базы, бюджетных средств, кадрового потенциала. В 2013 году в Приозерском муниципальном районе в результате реорганизации двух муниципальных учреждений - Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создан Комплексный центр социального обслуживания населения.

В 2014 году комитетом по социальной защите населения Ленинградской области проведена работа по передаче ряда услуг на аутсорсинг, в частности, передана на аутсорсинг услуга по питанию в двух муниципальных учреждениях. В 2015 году такая же услуга передана на аутсорсинг в государственном учреждении. Кроме того, с 1 января 2015 года изменен тип двух государственных учреждений с казенного на бюджетное.

В целях повышения качества обслуживания граждан пожилого возраста в 2015 году на проведение ремонтно-строительных работ израсходовано средств из областного бюджета на выполнение мероприятий по укреплению материально-технической базы в рамках подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Ленинградской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" - 102572,8 тыс. рублей (в том числе за счет субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации - 2600,5 тыс. рублей).

Учитывая отсутствие очереди в детские дома-интернаты и наличие очереди в психоневрологические интернаты, осуществлено перепрофилирование Ленинградского областного государственного стационарного казенного учреждения социального обслуживания "Волосовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в Волосовский психоневрологический интернат для лиц от 18 до 36 лет. Создание Волосовского психоневрологического интерната позволило снизить очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Ленинградской области на 60 человек (22,5 проц.). В учреждении созданы условия для социализации проживающих граждан молодого возраста и реализации программ по обучению их профессиональным навыкам подсобных и рабочих специальностей, навыкам по уходу за тяжело больными людьми.

В 2014 году доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области, в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, составила 98 проц., в том числе на дому - 99 проц.

В Ленинградской области работает 21 мобильная бригада по оказанию социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также организована работа восьми мобильных бригад по социальному обслуживанию несовершеннолетних, в том числе семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Отработана социальная технология бригадного метода предоставления услуг на дому в городских условиях на мобильной основе с использованием диспетчерской службы. За 2014 год осуществлено 3074 выезда, посещено 165 муниципальных образований, из которых 66,0 проц. - сельские поселения, охвачено 5746 человек.

В целях расширения спектра предоставляемых услуг в муниципальных учреждениях социального обслуживания внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания.

С 2011 года в муниципальных районах Ленинградской области реализуется социально-просветительский проект "Университет третьего возраста", в рамках которого организовано обучение по различным направлениям: компьютерная грамотность, здоровьесберегающие технологии, краеведение, правоведение, иностранные языки, народное творчество, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания. Обучение прошли более 18000 граждан пожилого возраста, в том числе почти 2000 человек на курсах компьютерной грамотности.

В 2014 году в целях оказания поддержки социально-просветительскому проекту "Университет третьего возраста" Ленинградской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" предоставлена субсидия в сумме 2320,2 тыс. рублей из областного бюджета на проведение в муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области мероприятий, направленных на преодоление социальной изолированности и формирование активного образа жизни.

В целях повышения качества и эффективности оказываемых учреждениями социальных услуг в 2013 году разработана система показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников. В 2014 году впервые была проведена независимая оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания.

При комитете по социальной защите населения Ленинградской области создан общественный совет. В ноябре 2014 года общественный совет рассмотрел результаты независимой оценки и утвердил рейтинги поставщиков социальных услуг. Решением общественного совета одобрена система общих показателей эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области.

Организована работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками (руководителями и сотрудниками) учреждений социального обслуживания населения в связи с переходом на эффективный контракт.