Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2015 года N 007/15-П


По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, М.В.Петрова, И.В.Тимофеева, А.В.Шевченко,

с участием представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко,

руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 72, 73 и 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга отдельные положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.В.Герасиной, выступления представителей заявителя К.А.Манаенкова, С.А.Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко, пояснения представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии О.О.Зацепы, выступление представителя прокуратуры Санкт-Петербурга О.А.Андреевой, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 3 марта 2015 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю.Бакулина, А.А.Ковалева, В.П.Ложечко, Л.Ф.Седейкиене, С.В.Трохманенко, М.А.Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 303-46).

Согласно позиции заявителя, изложенной в запросе, положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62, поскольку предоставляют активное избирательное право военнослужащим и членам их семей, не проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Положения пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не соответствуют указанным положениям Устава Санкт-Петербурга в части включения в число избирателей лиц, зарегистрированных в установленном порядке при воинской части по месту их службы.

В судебном заседании представитель заявителя С.А.Попов указал, что положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 противоречат Уставу Санкт-Петербурга как наделяющие активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных при воинской части, но не проживающих на территории муниципального образования. При этом представитель заявителя пояснил, что регистрация военнослужащих и членов их семей при воинской части не всегда может являться подтверждением того, что место жительства указанных лиц расположено на территории воинской части и, соответственно, территории муниципального образования. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) наделяет активным избирательным правом только тех лиц, место жительства которых расположено на территории соответствующего избирательного округа. В этой связи военнослужащие и члены их семей, регистрация которых при воинской части и место их проживания совпадают, обладают активным избирательным правом в силу положений указанного федерального закона. Как свидетельствует практика проведения выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, военнослужащие и члены их семей, зарегистрированные при воинской части, но не проживающие на территории соответствующего муниципального образования, участвуют в выборах на основании положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46. Представитель заявителя уточнил, что положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 также наделяют активным избирательным правом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, но не зарегистрированных при воинской части по месту их службы и не проживающих на соответствующей территории.

В этой связи положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 оспариваются заявителем в части наделения активным избирательным правом и включения в списки избирателей всех лиц, которые не проживают постоянно или преимущественно на территории муниципального образования, независимо от наличия у них регистрации в установленном порядке при воинской части. Согласно требованиям Устава Санкт-Петербурга активным избирательным правом на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге обладают только лица, относящиеся к населению муниципального образования, то есть постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения. Иные категории лиц, не являющиеся членами муниципального сообщества, не могут быть признаны субъектами местного самоуправления и участвовать в муниципальных выборах в качестве избирателей.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 полностью соответствуют Уставу Санкт-Петербурга и федеральному законодательству. Федеральный закон N 67-ФЗ относит к компетенции субъекта Российской Федерации наделение гражданина, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, активным избирательным правом на выборах представительных органов муниципальных образований (подпункт 17 статьи 2, статья 4). Следовательно, законом Санкт-Петербурга активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления может быть предоставлено гражданину, место жительства которого находится за пределами избирательного округа.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга полагает, что Устав Санкт-Петербурга не регулирует вопросы активного избирательного права при проведении выборов в органы местного самоуправления. Соответствующее правовое регулирование относится к компетенции федерального законодателя и законодателя Санкт-Петербурга. Разрешение вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга оспариваемых заявителем положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 фактически будет означать проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга федерального закона, что так же как и проверка соответствия закона Санкт-Петербурга федеральному закону неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга. Производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью рассматриваемого вопроса Уставному суду Санкт-Петербурга.

Согласно позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П.Тетердинко оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Предоставляя пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активное избирательное право отдельным категориям граждан, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, законодатель Санкт-Петербурга действовал в рамках полномочия, предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.

По смыслу положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга наделяются все военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту в соответствующей воинской части, безотносительно к тому, зарегистрированы они по месту жительства либо по месту пребывания в этой воинской части или не зарегистрированы. Указанные в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 категории граждан пребывают преимущественно на территории соответствующих воинских частей, военных организаций и учреждений, в связи с чем участие в решении вопросов местного значения непосредственно касается их жизнедеятельности. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинской части, расположенной на территории одного муниципального образования, но зарегистрированные по месту жительства на территории другого, имеют возможность голосовать на муниципальных выборах и в том, и в другом муниципальном образовании. Пункт 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не предоставляет активного избирательного права каким-либо дополнительным категориям граждан, а регулирует вопросы формирования и уточнения сведений об избирателях, то есть о лицах, уже обладающих активным избирательным правом в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.

По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, Устав Санкт-Петербурга не регулирует вопросы определения круга лиц, которым должно быть предоставлено или может быть предоставлено активное избирательное право на муниципальных выборах. Круг таких лиц определяется законами Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным избирательным законодательством. При этом положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, на которые ссылается заявитель, дословно воспроизводят нормы части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Заявитель фактически ставит перед Уставным судом Санкт-Петербурга вопрос о соответствии пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 положениям федерального избирательного законодательства и федерального законодательства о местном самоуправлении. Разрешение вопроса о соответствии закона Санкт-Петербурга федеральным законам не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Согласно позиции представителя прокуратуры Санкт-Петербурга О.А.Андреевой производство по делу подлежит прекращению ввиду его неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга, поскольку оспариваемые заявителями положения Закона Санкт-Петербурга N 303-46 фактически воспроизводят нормы федерального законодательства.

Приглашенный в судебное заседание представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии О.О.Зацепа пояснил, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 июля 2014 года N 62-9 утверждены Методические рекомендации по составлению и использованию части списка избирателей, содержащих сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга. Указанные Методические рекомендации на основании положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 предусмотрели включение в списки избирателей сведений о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях, военных учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, но не проживающих на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении. В соответствии с положениями подпункта 24 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" указанные Методические рекомендации носят обязательный характер для соответствующих избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов.

На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга отдельные положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов; только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. Как следует из положений преамбулы, Закон Санкт-Петербурга N 303-46 принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - муниципальных советов).

Положениями пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 предусмотрено, что активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа). Согласно оспариваемым заявителем положениям пункта 6 статьи 7 указанного закона Санкт-Петербурга сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

Согласно пункту 1.1.1 Методических рекомендаций по составлению и использованию части списка избирателей, содержащих сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, утвержденных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 июля 2014 года N 62-9 (далее - Методические рекомендации), в списки избирателей включаются сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, членах их семей и иных избирателей, зарегистрированных по месту жительства на территории расположения воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования либо по адресу воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, которые расположены на территории муниципального образования. Также в списки избирателей включаются сведения о курсантах, заключивших контракт о прохождении военной службы в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования и зачисленных приказом руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования в списки личного состава военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, расположенного на территории муниципального образования; военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, которые расположены на территории муниципального образования, зачисленных приказом командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования в списки личного состава воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или вставших на учет в воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования учреждении (пункт 1.1.1 Методических рекомендаций).

Таким образом, из находящихся в системной взаимосвязи положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46, а также Методических рекомендаций, выступления представителя Губернатора Санкт-Петербурга, пояснения представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что правом избирать на выборах депутатов муниципальных советов обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, проживающие на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении. Кроме того, указанными законоположениями активное избирательное право на выборах депутатов муниципальных советов предоставляется не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.

2.1. Конституцией Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3); высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации вправе на основании принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32), избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статьи 1 и 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130); местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130). Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации).

Согласно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации публично-территориальной самоорганизации населения по месту жительства, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования; территории, на которых осуществляется местное самоуправление, образуют пространственные пределы муниципальной власти как публичной власти народа в Российской Федерации и одновременно - территориальную сферу реализации права на осуществление местного самоуправления (Постановления от 2 апреля 2002 года N 7-П, от 29 марта 2011 года N 2-П, от 24 декабря 2012 года N 32-П, от 1 декабря 2015 года N 30-П; Определения от 10 апреля 2002 года N 92-О, от 6 марта 2008 года N 214-О-П).

По смыслу конституционного регулирования права населения на осуществление местного самоуправления, круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, в том числе путем выборов в органы местного самоуправления, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в защите прав и интересов жителей конкретной территории. Это означает, что местное самоуправление должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования, дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения. Иные категории лиц, не являясь членами муниципального сообщества, не могут быть признаны субъектами местного самоуправления (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 151-О, от 27 мая 2004 года N 180-О).

2.2. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72), а также установление общих принципов организации местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Как предусмотрено положениями Федерального закона N 131-ФЗ, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10); структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34); представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35). Согласно положениям части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ, указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Данный федеральный закон имеет прямое действие и подлежит применению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3); право избирать имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет (пункт 1 статьи 4); избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (подпункт 18 статьи 2; пункт 4 статьи 4); гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О, приведенные законоположения применительно к участию граждан в выборах в органы местного самоуправления означают, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено, в частности, необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования и способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах.