Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Санкт-Петербурга
(с изменениями на 26 сентября 2017 года)
1. Настоящий Порядок регламентирует порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Санкт-Петербурга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга (далее - государственный экологический надзор), и включает в себя:
региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору;
региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих государственному надзору за их использованием и охраной (далее - государственный надзор в области использования и охраны водных объектов);
региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Государственный экологический надзор осуществляется Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - уполномоченный орган), уполномоченным на его осуществление Правительством Санкт-Петербурга, согласно его компетенции, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
3. Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченного органа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
4. Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной в отношении участков недр местного значения осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений пользователями недр обязательных требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в области геологического изучения, рационального использования и охраны в отношении участков недр местного значения и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр посредством мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
4.1. Уполномоченный орган осуществляет государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения по следующим вопросам:
соблюдение требований законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих отношения недропользования на территории Санкт-Петербурга;
геологическое изучение участков недр местного значения;
достоверность геологической информации, полученной за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а также материалов, положенных в основу подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
выполнение условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
5. Государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области обращения с отходами, посредством мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
5.1. Уполномоченный орган осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору.
6. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области охраны атмосферного воздуха, посредством мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
6.1. Уполномоченный орган осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому надзору, по следующим вопросам:
организация и проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, соблюдение установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, которые установлены разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него;
выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха и озонового слоя атмосферы, а также обеспечение достоверности и своевременности представления отчетности о произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных веществ, разрушающих озоновый слой, на территории Российской Федерации;
осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха;
соблюдение требований, норм и правил в области охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных и других объектов;
проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработки нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;