Цель подпрограммы:
- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети;
- повышение эффективности управления транспортными потоками, предотвращение автомобильных заторов, снижение аварийности на дорогах.
Задачи подпрограммы:
- адаптивное управление светофорными объектами (перекрестками);
- сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков;
- информирование участников дорожного движения о складывающейся ситуации, в том числе выбор вариантов и расчет маршрутов движения;
- повышение безопасности дорожного движения;
- бесперебойное движение наземного городского пассажирского транспорта.
Проблема аварийности в городе Москве, связанная с автомобильным транспортом и дорожным движением, в последнее десятилетие приобрела особую остроту. В период 2011-2012 годов в городе Москве, где ежегодный рост парка автомобилей составляет около 4%, зафиксирован рост количества дорожно-транспортных происшествий на 1,5%.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- уменьшение перевозок пассажиров общественным транспортом и увеличение поездок населения на личном транспорте;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Перечень мероприятий подпрограммы:
- развитие Интеллектуальной транспортной системы города Москвы, предусматривающей внедрение следующих систем: мониторинга параметров транспортных потоков, информирования участников дорожного движения о текущей ситуации на дорогах, управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения, телеобзора, управления единым парковочным пространством, фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, навигационно-информационного обеспечения на основе глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС);
- создание ситуационных центров автоматизированного управления дорожным движением, автоматизированной системы диспетчерского управления наземным городским пассажирским транспортом;
- организация реверсивного движения на отдельных участках улично-дорожной сети;
- реализация мер, направленных на повышение уровня безопасности дорожного движения: реконструкция и строительство светофорных объектов, строительство внеуличных пешеходных переходов на автомобильных дорогах, обустройство наиболее опасных участков концентрации дорожно-транспортных происшествий и улично-дорожной сети дорожными ограждениями, развитие системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, в том числе за счет расширения ее функциональных возможностей (возможность фиксации нарушения проезда на красный свет светофора, пересечения сплошной линии разметки и стоп-линий).
В рамках реализации мероприятия "Стратегия развития транспортной системы. Нормативно-правовое и информационное регулирование" осуществляется разработка стратегического плана развития общественного транспорта Московского транспортного узла; концепций, схем и мер развития транспортной системы, парковочного, велосипедного и пешеходного пространств города Москвы; комплексных математических моделей грузовых транспортных потоков города Москвы; программ "быстрых мер" по улучшению ситуации на улично-дорожной сети, наземном городском пассажирском транспорте, метрополитене; стратегического плана мероприятий стимулирования регулируемого таксомоторного транспорта; концепции и организационной модели единой системы диспетчеризации городского общественного транспорта; концепции и целевых параметров интеллектуальных систем управления транспортом; правового и информационного регулирования программы; постоянного мониторинга удовлетворенности работой общественного транспорта; мер улучшения обслуживания пассажиров на Московском метрополитене.
В 2012-2014 годах проведены мероприятия в сфере организации дорожного движения и развития Интеллектуальной транспортной системы города Москвы. Организована работа 5 ситуационных и диспетчерских центров организации дорожного движения, введено в эксплуатацию около 800 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. 100% подвижного состава ГУП "Мосгортранс" оборудовано системой ГЛОНАСС. Установлено около 1,7 тысячи светофоров адаптивного и координированного управления, 150 информационных табло. Реализованные мероприятия позволили увеличить среднюю скорость автомобильного транспорта на вылетных магистралях до 26,5 км/ч. Сократилось количество заторов, возникших из-за аварий автомобильного транспорта. Интеллектуальная транспортная система полностью развернута на всей территории города Москвы, в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.
Прогноз достижения конечных результатов подпрограммы:
- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети на 10%;
- снижение аварийности на 20-25%;
- повышение регулярности и скорости движения наземного городского пассажирского транспорта;
- повышение средней скорости движения на улично-дорожной сети;
- сокращение количества дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети на 20%;
- снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 24%.