МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 января 2015 года N 2/2015-ОЗ
Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области
(с изменениями на 12 декабря 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 19 октября 2015 года N 165/2015-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.10.2015);
Законом Московской области от 13 мая 2016 года N 44/2016-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 20.05.2016);
Законом Московской области от 11 июня 2016 года N 61/2016-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 15.06.2016);
Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 76/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 31.05.2018);
Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 183/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 11.11.2022) (вступил в силу с 1 января 2023 года);
Законом Московской области от 12 декабря 2024 года N 247/2024-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 16.12.2024).
____________________________________________________________________
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 25 декабря 2014 года N 21/111-П
1. Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы участия граждан в охране общественного порядка на территории Московской области.
2. Органы государственной власти Московской области в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка"), Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка на территории Московской области.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом Московской области от 9 ноября 2022 года N 183/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральным законом от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом, муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин на территории Московской области (далее - народные дружины).
4. Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об участии граждан в охране общественного порядка".
1. В целях взаимодействия и координации народных дружин решением Губернатора Московской области, главы муниципального образования Московской области могут создаваться координирующие органы (штабы).
Координирующий орган (штаб) народных дружин является коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.
В состав координирующего органа (штаба) народных дружин входят представители органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направленности, иных заинтересованных органов и организаций по согласованию с ними, а также командиры народных дружин.
Координирующий орган (штаб) народных дружин осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым органом, принявшим решение о его создании.
2. Основными задачами координирующего органа (штаба) народной дружины являются:
1) организация взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений;
2) оказание методической, информационной поддержки деятельности народных дружин;
3) содействие в решении материально-технических и организационных вопросов деятельности народных дружин;
4) изучение, обобщение и распространение передового опыта общественных объединений в охране общественного порядка;
5) внесение в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления предложений по вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями.
(Статья в редакции, введенной в действие с 16 июня 2016 года Законом Московской области от 11 июня 2016 года N 61/2016-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, носить форменную одежду с отличительной символикой народного дружинника.
Отличительной символикой народного дружинника является шеврон народного дружинника на рукав, на спину.
Описание и одноцветный рисунок удостоверения народного дружинника установлены в приложении 1 к настоящему Закону.
Описание и образцы форменной одежды народного дружинника, отличительной символики народного дружинника установлены в приложении 2 к настоящему Закону.
2. Удостоверение народного дружинника выдается народному дружиннику на трехлетний срок командиром народной дружины или уполномоченным им лицом под роспись на основании решения о принятии его в народную дружину. Удостоверение народного дружинника подлежит сдаче командиру народной дружины или уполномоченному им лицу в случае истечения срока его действия или исключения гражданина из состава народной дружины. Учет удостоверений ведется в журнале выдачи и сдачи удостоверений народных дружинников. Порядок изготовления, хранения, учета удостоверений народных дружинников устанавливается Правительством Московской области.
3. Порядок изготовления, хранения, учета и выдачи форменной одежды и отличительной символики народных дружинников устанавливается Правительством Московской области.
4. Изготовление (приобретение) удостоверений, форменной одежды и отличительной символики народных дружинников осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2024 года Законом Московской области от 12 декабря 2024 года N 247/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Народные дружинники из числа членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выполняют обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде, установленной для членов казачьего общества, с использованием шеврона народного дружинника на рукав.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2024 года Законом Московской области от 12 декабря 2024 года N 247/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется в рамках реализации мероприятий государственных программ Московской области, направленных на обеспечение законности и (или) правопорядка и (или) общественной безопасности на территории Московской области.
1. Личное страхование народных дружинников, являющихся членами народных дружин, внесенных в региональный реестр народных дружин, на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка осуществляется за счет средств бюджета Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 76/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2. При получении народным дружинником увечья (ранения, травмы, контузии) в период его участия в мероприятиях по охране общественного порядка, ему выплачивается:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 76/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) в случае временной утраты трудоспособности в результате несчастного случая 0,2 процента от размера индивидуальной страховой суммы застрахованного лица за каждый день временной нетрудоспособности, начиная с первого дня, но не более 100 дней;
2) в случае постоянной утраты трудоспособности, выразившейся в установлении застрахованному лицу группы инвалидности, размер страховой выплаты исчисляется в процентах от индивидуальной страховой суммы застрахованного лица в зависимости от установленной группы инвалидности:
при III группе инвалидности в результате несчастного случая 60 процентов;
при II группе инвалидности в результате несчастного случая 80 процентов;
при I группе инвалидности в результате несчастного случая 100 процентов.
Размер индивидуальной страховой суммы застрахованного лица устанавливается Правительством Московской области.
3. В случае гибели (смерти) народного дружинника, привлеченного к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), членам его семьи выплачивается единовременная страховая выплата в размере индивидуальной страховой суммы застрахованного лица.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Законом Московской области от 29 мая 2018 года N 76/2018-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений, проявленное при этом мужество, граждане, принимающие участие в охране общественного порядка, могут быть награждены наградами Московской области в соответствии с Законом Московской области N 104/2014-ОЗ "О наградах Московской области".
1. Решение об установлении народным дружинникам льгот и компенсаций за счет средств местного бюджета принимается органом местного самоуправления. Виды, размеры таких льгот и компенсаций, перечень документов, необходимых для предоставления льгот и компенсаций, а также сроки представления таких документов устанавливаются муниципальным нормативным правовым актом.
2. Народный дружинник обращается за предоставлением льгот и компенсаций в орган местного самоуправления.
Заявление о предоставлении льгот и компенсаций и прилагаемые к нему документы представляются народным дружинником в орган местного самоуправления непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявление о предоставлении льгот и компенсаций и прилагаемые к нему документы принимаются и регистрируются органом местного самоуправления в день поступления.
3. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении льгот и компенсаций народному дружиннику принимается органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов.
4. В случае принятия решения об отказе в предоставлении льгот и компенсаций орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения уведомляет народного дружинника в письменной форме об отказе в предоставлении льгот и компенсаций с мотивированным обоснованием причин отказа.
Основаниями для отказа в предоставлении льгот и компенсаций являются:
1) наличие в представленном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или неполной информации;
2) отсутствие права на получение льгот и компенсаций;
3) совершение народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействия, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) неоднократное невыполнение народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическое самоустранение от участия в деятельности народной дружины.
В случае устранения причин отказа в предоставлении льгот и компенсаций народный дружинник вправе повторно обратиться в орган местного самоуправления за их предоставлением.
5. Предоставление льгот и компенсаций народному дружиннику осуществляется органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения об их предоставлении.
(Статья дополнительно включена с 22 октября 2015 года Законом Московской области от 19 октября 2015 года N 165/2015-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 21 мая 2016 года Законом Московской области от 13 мая 2016 года N 44/2016-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области N 4/2005-ОЗ "О народных дружинах в Московской области";
Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв
Описание и одноцветный рисунок удостоверения народного дружинника
Описание удостоверения народного дружинника
Обложка удостоверения народного дружинника (далее - удостоверение) изготавливается из переплетного материала красного цвета. Внутренняя сторона удостоверения выполнена из бумаги белого цвета. Удостоверение имеет форму книжки, в развернутом виде имеет размер 200 x 65 мм.
На лицевой стороне удостоверения размещается надпись краской под золото "УДОСТОВЕРЕНИЕ народного дружинника" в две строки: слово "УДОСТОВЕРЕНИЕ" - высотой 8 мм, слова "народного дружинника" - высотой 4 мм.
На левой внутренней стороне удостоверения в верхней части по центру размещена надпись:
"НАРОДНАЯ ДРУЖИНА |
(наименование муниципального образования)". |