ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 17 декабря 2014 года N 64

О мерах по противодействию коррупции в городе Москве

(с изменениями на 31 мая 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 64 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 04.12.2015);

Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 53 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 14.12.2017);

Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 31 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019);

Законом города Москвы от 7 апреля 2021 года N 9 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.04.2021);

Законом города Москвы от 15 марта 2023 года N 7 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 20.03.2023);

Законом города Москвы от 31 мая 2023 года N 15 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 07.06.2023).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет основные задачи и меры по противодействию коррупции в городе Москве.

Статья 1. Общие положения


Для целей настоящего Закона применяются правовая основа и основные принципы противодействия коррупции, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции", а также основные понятия, используемые в указанном Федеральном законе.

Статья 2. Основные задачи противодействия коррупции в городе Москве


Основными задачами противодействия коррупции в городе Москве являются:

1) создание системы мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции, а также по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений в городе Москве;

2) формирование в обществе антикоррупционного сознания и нетерпимости по отношению к коррупционным действиям;

3) вовлечение граждан и организаций в реализацию основных задач противодействия коррупции в городе Москве.

Статья 3. Меры по противодействию коррупции в городе Москве


Мерами по противодействию коррупции в городе Москве являются:

1) разработка, утверждение и реализация плана противодействия коррупции в городе Москве, планов противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы;

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов города Москвы и их проектов;

3) антикоррупционные образование и пропаганда;

4) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и реализации ими мер по профилактике коррупции;

4.1) осуществление контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности города Москвы (иных лиц), расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей доходам данных лиц и их супруг (супругов) в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (далее - контроль за расходами);

(Пункт 4.1 дополнительно включен с 15 декабря 2015 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 64)

4.2) осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве (далее - муниципальные должности), должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту (далее - должность главы администрации по контракту), а также гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

(Пункт 4.2. дополнительно включен с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 53)

5) иные меры по повышению эффективности противодействия коррупции и по профилактике коррупции, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 4. Координация деятельности в сфере противодействия коррупции в городе Москве

1. В целях создания системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы и устранения причин, ее порождающих, при Мэре Москвы создается Совет по противодействию коррупции (далее - Совет).

2. Состав Совета, порядок его деятельности определяются Мэром Москвы.

3. Основными задачами Совета являются:

1) подготовка для Мэра Москвы предложений по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

2) координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации государственной политики в области противодействия коррупции во взаимодействии с иными государственными органами города Москвы и органами местного самоуправления;

3) координация выполнения мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции в органах исполнительной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы, и контроль за их реализацией.

4. Органы государственной власти города Москвы, иные государственные органы города Москвы, органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы вправе создавать комиссии по противодействию коррупции.

Статья 5. План противодействия коррупции в городе Москве и планы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы

1. План противодействия коррупции в городе Москве предусматривает комплекс мероприятий организационного, правового, экономического, информационного и кадрового характера, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию в городе Москве и реализуемых органами исполнительной власти города Москвы, иными государственными органами города Москвы в пределах их полномочий.

2. План противодействия коррупции в городе Москве разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Мэром Москвы.

3. Планы противодействия коррупции в органах государственной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются данными органами самостоятельно.

4. Координацию выполнения мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции, указанными в части 3 настоящей статьи, и контроль за их реализацией осуществляет Совет.

Статья 6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов города Москвы и их проектов


Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов города Москвы и их проектов в органах государственной власти города Москвы, иных государственных органах города Москвы проводится в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Антикоррупционные образование и пропаганда

1. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом воспитания и обучения в целях формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, а также подготовки и переподготовки педагогических и юридических кадров, государственных гражданских служащих города Москвы, муниципальных служащих в городе Москве.

2. Организация антикоррупционного образования осуществляется уполномоченными Правительством Москвы органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, средств массовой информации, учредителями и соучредителями которых являются органы государственной власти города Москвы, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения города Москвы чувства гражданской ответственности, формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, укрепление доверия к власти.

4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 8. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления и реализации ими мер по профилактике коррупции

1. Органы государственной власти города Москвы, иные государственные органы города Москвы, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о своей деятельности и реализации ими мер по профилактике коррупции, обеспечивают доступ к информации о своей деятельности другими способами.

2. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города Москвы, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Статья 8.1. Порядок осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности города Москвы, и иных лиц

1. Мэром Москвы либо уполномоченным им должностным лицом в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, принимается решение об осуществлении контроля за расходами:

1) лиц, замещающих (занимающих):

а) государственные должности города Москвы, за исключением Мэра Москвы, Председателя Московской городской Думы, заместителя Председателя Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, мирового судьи в городе Москве;

б) муниципальные должности;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2017 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 53. - См. предыдущую редакцию)

в) должности государственной гражданской службы города Москвы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

2) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 настоящей части.

2. Контроль за расходами лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, органом государственной власти города Москвы, определенным нормативным правовым актом города Москвы.

3. Контроль за расходами Председателя Московской городской Думы, заместителя Председателя Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и Законом города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы".

(Статья дополнительно включена с 15 декабря 2015 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 64)     

Статья 8.2. Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, и порядок проверки достоверности и полноты указанных сведений

1. Если иное не предусмотрено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, граждане, претендующие на замещение указанных должностей, представляют Мэру Москвы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах и расходах) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке, установленном Мэром Москвы.

2. Лица, замещающие муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе), должность главы администрации по контракту, представляют сведения о доходах и расходах ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, избираемые представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а также граждане, претендующие на замещение должности главы администрации по контракту по результатам конкурса, представляют сведения о доходах и расходах не позднее чем за пять дней до рассмотрения представительным органом муниципального образования соответствующего вопроса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 20 марта 2023 года Законом города Москвы от 15 марта 2023 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

2.1. Депутат представительного органа муниципального образования, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе:

1) представляет Мэру Москвы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом представительного органа муниципального образования;

2) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет Мэру Москвы не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведения о доходах и расходах в соответствии с федеральным законодательством;

3) в случае если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, сообщает об этом Мэру Москвы не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по форме, утвержденной Мэром Москвы.

(Часть дополнительно включена с 20 марта 2023 года Законом города Москвы от 15 марта 2023 года N 7)

2.2. Обобщенная информация об исполнении (о ненадлежащем исполнении) депутатами представительного органа муниципального образования обязанности представить сведения о доходах и расходах размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для подачи указанных сведений, по форме, утвержденной Мэром Москвы с учетом требований федерального законодательства.

(Часть дополнительно включена с 20 марта 2023 года Законом города Москвы от 15 марта 2023 года N 7)

3. Решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах и расходах лица, замещающего муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, гражданина, претендующего на замещение указанных должностей, его супруги (супруга) или несовершеннолетних детей (далее - проверка) принимается Мэром Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

4. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

1) правоохранительными, другими государственными органами, в том числе Контрольно-счетной палатой Москвы, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;

3) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой города Москвы;

4) общероссийскими средствами массовой информации и средствами массовой информации города Москвы.

5. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения о проведении проверки.

6. Лицо, замещающее муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, гражданин, претендующий на замещение указанных должностей, в отношении которых проводится проверка, уведомляются о принятом решении о проведении проверки в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»