Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 477-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы

1.2. Формирование благоприятной деловой среды


Одним из важнейших достижений за последние несколько лет стало существенное улучшение позиций Российской Федерации в рейтинге Doing Business. Рейтинг ежегодно публикуется Всемирным банком и оценивает нормы регулирования предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов. В 2013 году в рейтинге было представлено 189 стран.

В рейтинге Doing Business по итогам 2013 года Россия существенно улучшила свои позиции, поднявшись в общем рейтинге на 19 позиций со 111 до 92 места.

В городе Москве в феврале 2012 года был создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве, одной из ключевых задач которого является улучшение условий ведения бизнеса в столице. В 2014 году Штаб возглавил Мэр Москвы С.С.Собянин.

Стимулирующая налоговая политика - принципиальное условие для обеспечения эффективности инвестиций и развития города Москвы. Налоговая политика должна стимулировать экономическую активность, эффективное использование активов. В 2013 году и начале 2014 года был принят ряд важных решений в сфере налогообложения, направленных как на пополнение доходной части бюджета города Москвы, так и на стимулирование структурных изменений в экономике и в инвестиционной сфере. Общее направление налоговой политики города Москвы - смещение акцентов налогообложения с доходов на активы. Это возможность, в первую очередь, не повышать налоги для организаций. Не меняя по сути налоговую нагрузку, Москва стимулирует бизнес максимально эффективно использовать активы. Так с 1 января 2014 года была внесена поправка в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которой налог на административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв. метров исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости. По состоянию на 1 апреля 2014 года поступления налога на имущество организаций увеличились на 2,2 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На фоне возрастания налоговой нагрузки на коммерческую недвижимость сохраняется весь комплекс налоговых льгот для высокотехнологичных производств (для резидентов технопарков, технополисов, особой экономической зоны "Зеленоград"), программа "льготы в обмен на инвестиции" для "традиционной" промышленности.

Другое направление работы по увеличению поступлений доходов в бюджет города Москвы было связано с сокращением потерь бюджета города Москвы от создания консолидированных групп налогоплательщиков. Только в 2012 году из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков бюджет города Москвы недополучил около 70 млрд. рублей. Консолидированные группы создавались преимущественно организациями нефтегазового комплекса. Для того чтобы сохранить крупнейших налогоплательщиков на территории города Москвы, 7 мая 2014 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 26 "Об установлении ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли", предусматривающий установление пониженной ставки налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли в размере 13,5%. Пониженная ставка распространяется на сумму прироста прибыли за текущий налоговый период по сравнению с суммой прибыли за предыдущий год. По предварительным оценкам, это позволит дополнительно привлечь в бюджет города Москвы в 2015 году 2 млрд. рублей.

Одна из важнейших составляющих инвестиционного климата - взвешенная тарифная политика в энергетике и коммунальном секторе. Уровень цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса определяется с соблюдением критериев доступности для потребителей и с учетом инвестиционных программ и производственных программ ресурсоснабжающих организаций, что существенно повышает предсказуемость условий ведения бизнеса. При этом за 2013 год и начало 2014 года совокупный рост экономически обоснованных тарифов для бизнеса составил всего 4,5%, что существенно ниже уровня инфляции.

В настоящее время в Москве активно формируется инфраструктура для привлечения частных инвестиций в крупные городские проекты, в том числе в социальной сфере. В 2011 году начало работу Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городское агентство управления инвестициями". Были запущены первые концессионные проекты (реконструкция городской клинической больницы N 63 и строительство Северного дублера Кутузовского проспекта), контракты жизненного цикла на закупку вагонов для метрополитена, долгосрочные контракты по вывозу и переработке твердых бытовых отходов. В 2014 году открылся обновленный двуязычный Единый информационный инвестиционный портал города Москвы (investmoscow.ru). Была создана система по работе с инвестиционными инициативами. Проводилась активная работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - Стандарт) по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе Агентства стратегических инициатив. По заключению Агентства стратегических инициатив, к марту 2014 года в Москве были внедрены все 15 пунктов Стандарта. Ключевым элементом стала разработка и принятие Инвестиционной стратегии города Москвы на период до 2025 года.

Москва выступает в качестве большого и надежного рынка, генерирует большой заказ на продукцию предприятий города Москвы. Так, только в 2013 году было осуществлено закупок товаров, работ, услуг на сумму более 600 млрд. рублей. За последние три года число участников торгов в расчете на одну заявку увеличилось на 40%. Доля закупок у единственного поставщика за тот же период уменьшилась в два раза, доля конкурентных процедур достигла почти 90%.

Более прозрачной стала процедура торгов по земельным участкам. Упрощен порядок участия в земельных аукционах, в результате которого среднее количество участников земельно-имущественных торгов увеличилось с двух в 2010 году до 5 в 2013 году. Объем осуществленных закупок товаров, работ, услуг с применением конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей вырос с 66% в 2010 году до 75% в 2013 году.

Наряду с созданием инфраструктуры и благоприятных условий для ведения бизнеса в городе Москве, важной задачей Правительства Москвы является проведение информационной политики, нацеленной на формирование положительного имиджа города Москвы, коммуникации с международным инвестиционным сообществом.

Важной задачей является формирование у международного делового сообщества реалистичного восприятия образа города Москвы как международного финансового центра, уровня рисков и возможностей, связанных с инвестированием в экономику города Москвы. Необходимо также продолжить работу с ведущими рейтинговыми агентствами по предоставлению достоверной информации по различным показателям развития города Москвы в целях объективного отражения положения города Москвы в индексах и рейтингах инвестиционной привлекательности.