Осуществление государственной политики в сфере торговли и услуг города Москвы в 2013 году было направлено на создание комфортных условий проживания населения. В рамках реализации мероприятий государственных программ города Москвы предусмотрено дальнейшее развитие отраслевой инфраструктуры. Запланировано достижение реальных результатов в формировании эффективной конкурентной среды, способствующей повышению качества, безопасности и обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий населения.
Наметились положительные тенденции динамичного увеличения объемных показателей работы предприятий торговли и общественного питания.
Одним из основных показателей эффективности работы данной сферы является оборот розничной торговли, который по итогам 2013 года составил 4017,0 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 103,5% (в 2010 году - 2882,4 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 106,8%).
В структуре оборота розничной торговли изменение доли непродовольственных и продовольственных товаров незначительны. В 2013 году удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров распределялся в пропорциях - 51,2% и 48,8% (в 2010 году соответственно 50,5% и 49,5%).
Продолжались процессы сокращения стихийной торговли, укрупнения и интенсификации деятельности розничных сетей. В результате доля организованного рынка в общем объеме оборота розничной торговли выросла до 81,4% по итогам 2013 года (в 2010 году - 79,0%).
В 2013 году показатель оборота общественного питания превысил прогнозные значения на 19,4 млрд. рублей и составил 165,0 млрд. рублей (в 2010 году - 120,9 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах - 97,4%).
В 2013 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 61,3 млрд. рублей, что в фактических ценах на 1,7% выше уровня 2010 года (60,3 млрд. рублей).
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2013 года составила 3407,9 рублей, и увеличилась по отношению к декабрю 2010 года - 2993,3 рублей.
По данным Мосгорстата, в декабре 2013 года сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве составил 106,2%, в том числе на продовольственные товары - 107,3% (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года сводный индекс цен потребительского рынка товаров и услуг в городе Москве - 109,1%, в том числе на продовольственные товары - 111,9%).
За последние три года значительно вырос объем налоговых поступлений от предприятий потребительского рынка и услуг в бюджет города Москвы, составивший в 2013 году 201,5 млрд. рублей (за 2010 год - 96,3 млрд. рублей).
В городе Москве функционирует крупнейшая в России стационарная сеть торговли и услуг, насчитывающая по состоянию на 1 января 2014 года в своем составе 42,9 тысячи предприятий (в 2010 году - 39,0 тысячи предприятий):
- 20,1 тысячи стационарных предприятий розничной торговли;
- 11,0 тысячи предприятий общественного питания;
- 11,8 тысячи предприятий бытового обслуживания.
За счет открытия новых и модернизации действующих стационарных предприятий в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы в 2013 году в стационарной сети сферы торговли и услуг создано 17,8 тысячи новых рабочих мест.
С учетом гипертрофированных размеров, которые приобрела в последние годы нестационарная торговля, развивавшаяся стихийно и во многих случаях несанкционированно, Правительством Москвы были приняты меры по оптимизации схемы размещения и сокращению количества объектов мелкорозничной сети. В конце 2013 года в схему размещения объектов мелкорозничной сети вошли 8,5 тысячи круглогодичных нестационарных объектов (в 2010 году - 18,3 тысячи объектов).
В целях выполнения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в городе проводятся мероприятия по оптимизации размещения и развития сети розничных рынков. В конце 2013 года в городе функционировало 55 розничных рынков (в 2010 году - 80 единиц).
Ярмарочная торговля занимает особое место в обеспечении горожан продуктами питания. В целях обеспечения населения качественной отечественной продукцией по доступным ценам в 2013 году в городе было организовано 6,8 тысячи "ярмарок выходного дня", 380 - региональных ярмарок.
Реализация мероприятий государственной программы позволила в 2013 году сохранить баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия, количественно и качественно улучшить рацион питания жителей города Москвы. Этому способствовало развитие межрегиональных связей, а также привлечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков продовольствия к формированию городских ресурсов. Также в 2013 году увеличилось и количество регионов Российской Федерации, желающих принять участие в ярмарках: в 2013 году в ярмарочных мероприятиях приняли участие 25 регионов, что на 31% больше, чем в 2012 году (19 регионов).
Вместе с тем, требуется дальнейшее совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. Работа будет проводиться с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, развития агропромышленного комплекса на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, развития конкуренции на продовольственном рынке.
Действующая в городе Москве система похоронного обслуживания является крупнейшей в России. На площади более 1,8 тысячи га функционирует 133 городских, 1 муниципальное кладбище и 3 крематория. В рамках выделяемых средств бюджета города Москвы проводятся мероприятия по содержанию и благоустройству городских кладбищ, по подготовке московских кладбищ к дням массовых посещений, включая работы по вывозу мусора, снега, по ремонту и асфальтированию дорожек, ремонту и замене ограждений, поддержанию общественного порядка и безопасности.