Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, других правоохранительных органов, реализация долгосрочных целевых программ в сфере профилактики правонарушений оказали положительное влияние на укрепление правопорядка и безопасности в регионе.
По итогам 2012 года Ленинградская область находится на четвертом месте среди регионов Северо-Западного федерального округа по уровню преступности. По сравнению с 2011 годом абсолютное количество преступных проявлений сократилось на 15,9 проц. Снизилась криминальная активность населения Ленинградской области (1209,6 преступлений на 100 тыс. населения, что на 229,1 меньше чем в 2011 году). В среднем по России указанный показатель составляет 1609,3 преступлений на 100 тыс. населения.
В 2012 году сохранялась тенденция снижения числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (-15,5 проц.; до 7381 преступлений), а также преступлений средней тяжести (-29,8 проц.; до 6530 преступлений); сократилось число умышленных убийств (-13,0 проц.), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-8,7 проц.), изнасилований и покушений на изнасилование (-40,0 проц.), грабежей (-32,9 проц.), краж (-18,0 проц.), в том числе из квартир (-20,3 проц.), дачных участков и садоводств (-16,0 проц.), из транспортных средств (-32,4 проц.), угонов автотранспорта без цели хищения (-33,3 проц.), мошенничеств (-2,4 проц.) и вымогательств (-77,5 проц.).
Несмотря на объективное улучшение ситуации в целом, оперативная обстановка в Ленинградской области осложняется рядом негативных социально-криминологических факторов.
Лицами, ранее нарушавшими закон, совершается около 40 проц. преступлений, в том числе 6,1 проц. особо тяжких и 27,7 проц. тяжких преступлений от общего числа выявленных, где виновные лица установлены (рост данной категории преступлений составил 13,1 проц.).
На 4,3 проц. выросло число зарегистрированных уголовно наказуемых деяний (531) с соучастием подростков. На 20,1 проц. увеличилось количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения. В три раза возросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (+208,3 проц.; 148 преступлений).
Каждое четвертое выявленное преступление совершается в общественных местах. По итогам 2012 года количество указанных преступлений возросло на 9,3 проц. Увеличивается число уличных преступлений (+1,3 проц.), в том числе тяжких и особо тяжких (+9,2 проц.), значительную часть которых составляют хищения имущества.
Сохраняется потенциальная угроза совершения в местах массового скопления граждан террористических актов и иных проявлений экстремизма. Отмечается существенный прирост преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (+65,5 проц.; 91 преступление). Традиционным для региона источником поступления оружия и боеприпасов в незаконный оборот является проведение раскопок и поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны.
Преодоление указанных негативных факторов возможно путем расширения применения современных технических средств контроля за оперативной обстановкой АПК АИС "Безопасный город", а также реализации мероприятий по изъятию у населения из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Важным фактором стабильности в регионе остается профилактическая работа с неработающими и неучащимися лицами, предупредительно-воспитательная работа с несовершеннолетними и молодежью, совершенствование работы административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также активное привлечение граждан к охране общественного порядка.
Комплексный программно-целевой метод планирования деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений и террористических угроз позволит мобилизовать ресурсные возможности на приоритетных направлениях, а также решить задачи сдерживания социально-криминологических процессов и не допустить рост криминальной напряженности.
Необходимость повышения качества подготовки молодежи допризывного и призывного возраста связана с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации на более сложную технику и вооружение, увеличением физических нагрузок на личный состав, повышением требований к общеобразовательной и физической подготовке призываемых на военную службу, уменьшением срока службы до одного года.