Настоящая "дорожная карта" включает краткий анализ состояния сферы социальной защиты населения Ленинградской области, цели, ожидаемые результаты, контрольные показатели, а также план мероприятий, который позволит обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления услуг в сфере социальной защиты населения.
Мероприятия "дорожной карты" направлены на модернизацию системы социального обслуживания, включающую совершенствование нормативной правовой базы, сохранение кадрового потенциала и повышение престижа профессии социального работника, развитие конкуренции при оказании социальных услуг за счет возможности участия организаций различных организационно-правовых форм, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращение очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарзамещающих технологий социального обслуживания.
В настоящее время система социального обслуживания населения Ленинградской области включает 51 учреждение социального обслуживания населения, в том числе 16 государственных учреждений и 35 муниципальных учреждений.
Выполнение переданных государственных полномочий по предоставлению социального обслуживания населения осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области, выделяемых муниципальным образованиям. Финансирование государственных казенных учреждений стационарного обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области в соответствии с утвержденными сметами.
Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ежегодно доводятся контрольные цифры по социальному обслуживанию населения до муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет субвенций из областного бюджета Ленинградской области.
В целях повышения эффективности предоставления социальных услуг в Ленинградской области в 2005-2007 годах реализованы меры, направленные на оптимизацию деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, в том числе внедрен единый подход к определению категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, утверждены критерии потребности в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Виды и количество предоставляемых услуг определяются комиссией учреждения социального обслуживания на основании карты оценки способности к самообслуживанию, в соответствии с которой составляется индивидуальный план обслуживания. Подобным образом определяется индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Индивидуальный план обслуживания содержит перечень необходимых гарантированных услуг, а также ежемесячные результаты предоставления услуг.
Кроме того, внедрена модель повременной нагрузки на социальных работников в отделениях социального обслуживания на дому, утверждены нормы временных затрат на предоставление социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые услуги) в отделениях социального обслуживания на дому и специализированных отделениях обслуживания на дому. Внедрение модели повременной нагрузки позволило в условиях 40-часовой рабочей недели увеличить на 10-30 проц. число обслуживаемых одним социальным работником (6-8 человек на селе и 11-15 человек в городе).
Внедрена система 4-уровневого контроля качества государственных услуг по предоставлению социального обслуживания населения, который осуществляется комитетом по социальной защите населения Ленинградской области, органами социальной защиты населения муниципальных районов (городского округа), учреждениями (организациями) социального обслуживания населения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получателями государственных услуг по предоставлению социального обслуживания.
В Ленинградской области разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля по предоставлению социального обслуживания, включающий стандарты требований к ведению делопроизводства, правилам и порядку предоставления социальных услуг в соответствии с государственными стандартами.
Внедрена автоматизированная информационная система центров социального обслуживания. Автоматизация рабочих мест специалистов учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволила вести в автоматизированном режиме личное дело обслуживаемого клиента, учет социальных услуг, включая количество, периодичность, стоимость предоставленных услуг каждому клиенту, а также размер оплаты за предоставленные услуги и их результативность. Утверждены и введены в действие административные регламенты по предоставлению услуг социального обслуживания.
Проведена оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания. Количество муниципальных учреждений социального обслуживания уменьшилось с 52 до 35 учреждений. Штатная численность работников отрасли с 2005 по 2014 год сократилась на 2651 человек (с 8877 человек до 6226 человек), или на 29,9 проц. Итогом проведенной оптимизации является более рациональное использование имеющейся материально-технической базы, бюджетных средств, кадрового потенциала.
В целях повышения качества обслуживания граждан пожилого возраста в 2012-2013 годах реализована долгосрочная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области", в рамках которой проведен капитальный ремонт кровли и жилых помещений трех государственных стационарных учреждений. В плановом порядке выполнен капитальный ремонт теплосетей в главном корпусе Лодейнопольского дома-интерната и в двух спальных корпусах Волховского психоневрологического интерната. Выполнен капитальный ремонт административного корпуса в Будогощском психоневрологическом интернате, спального корпуса и пищеблока в Волховском психоневрологическом интернате, бани-прачечной в Кировском психоневрологическом интернате, учебного и спального корпусов в Волосовском психоневрологическом интернате. Кроме этого, выполнен в полном объеме ремонт кровли спальных корпусов в Сясьстройском психоневрологическом интернате и Кировском психоневрологическом интернате.
Учитывая отсутствие очереди в детские дома-интернаты и наличие очереди в психоневрологические интернаты, осуществлено перепрофилирование Ленинградского областного государственного стационарного казенного учреждения социального обслуживания "Волосовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в Волосовский психоневрологический интернат для лиц от 18 до 36 лет. Создание Волосовского психоневрологического интерната позволило снизить очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Ленинградской области на 60 человек (22,5 проц.). В учреждении созданы условия для социализации проживающих граждан молодого возраста и реализации программ по обучению их профессиональным навыкам подсобных и рабочих специальностей, навыкам по уходу за тяжело больными людьми.
В 2013 году доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения Ленинградской области, в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, составила 96 проц., в том числе на дому - 98 проц.
В Ленинградской области работает 21 мобильная бригада по оказанию социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также организована работа восьми мобильных бригад по социальному обслуживанию несовершеннолетних, в том числе семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Отработана социальная технология бригадного метода предоставления услуг на дому в городских условиях на мобильной основе с использованием диспетчерской службы. За 2013 год осуществлено 3194 выезда, посещено 143 муниципальных образования, из которых 64 проц. - сельские поселения.
В целях расширения спектра предоставляемых услуг в муниципальных учреждениях социального обслуживания внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания.
С 2011 года в муниципальных районах Ленинградской области реализуется социально-просветительский проект "Университет третьего возраста", в рамках которого организовано обучение по различным направлениям: компьютерная грамотность, здоровьесберегающие технологии, краеведение, правоведение, иностранные языки, народное творчество, религиоведение, садоводство и огородничество, психологические знания. Обучение прошли более 7000 граждан пожилого возраста.
В муниципальных районах более 1000 граждан пожилого возраста приняли активное участие в реализации социально значимых проектов. Так, в Бокситогорском, Всеволожском и Подпорожском муниципальных районах активистами проекта "Университет третьего возраста" реализованы социальные проекты по грантам благотворительного фонда "Ладога" на сумму более 500,0 тыс. рублей.
В целях повышения качества и эффективности оказываемых учреждениями социальных услуг в 2013 году разработана система показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников.
При комитете по социальной защите населения Ленинградской области создан общественный совет. Решением общественного совета одобрена система общих показателей эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Ленинградской области.
Организована работа по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками (руководителями и сотрудниками) учреждений социального обслуживания населения в связи с переходом на эффективный контракт.