Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.3.1 Улучшение благоустройства городских территорий


Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности города в целом и отдельных его районов для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация программ благоустройства приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике города.

За последнее десятилетие Санкт-Петербург совершил существенный рывок в сфере благоустройства, в первую очередь за счет реализации программ, утверждаемых Правительством Санкт-Петербурга, в том числе Программы развития системы наружного освещения в Санкт-Петербурге "Светлый город" на период 2010-2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2010 N 1714. Однако Санкт-Петербург не является лидером в данной сфере и серьезно уступает ведущим городам мира. Текущий уровень удовлетворенности населения благоустройством невысок, что проявляется в ежегодных "сезонных" кампаниях жалоб на плохую уборку снега, гололед, плохое содержание тротуаров и фасадов, отсутствие зелени и вырубку деревьев.

Основным направлением развития благоустройства в Санкт-Петербурге является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному принципу. В Санкт-Петербурге должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий. В рамках этой системы можно будет планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.

Существенным препятствием для реализации данного направления является то, что благоустройство значительной части территорий, непосредственно обеспечивающих комфорт населения, относится к ведению муниципалитетов. Однако органы местного самоуправления не имеют существенных стимулов для повышения привлекательности подведомственной им территории, т.к. это не влияет на доходную часть бюджета муниципального образования и формально не относится к их полномочиям. Разрыв между полномочиями по улучшению качества территории и извлечением "доходов" от результатов этой деятельности является системным организационно-управленческим барьером, который препятствует превращению благоустройства в двигатель экономического развития территорий.

К числу направлений улучшения благоустройства городских территорий также относится создание и расширение возможностей для осуществления закупок товаров, работ и услуг в целях благоустройства городских территорий. Требуется снижение административных барьеров для прямого участия негосударственных заказчиков в благоустройстве при сохранении высоких требований к качеству проектов и их реализации. Необходимо создание организационно-правовых условий для становления благоустройства как полноценной услуги, оказываемой населению в целом и отдельным группам населения.

Требуется формирование института общественного обсуждения проектов благоустройства, выполняемых за счёт бюджета Санкт-Петербурга, связанных с ними регламентов, в частности, архитектурно-художественных регламентов. Целесообразна передача органам местного самоуправления части доходов от земельного налога (налога на объекты недвижимости) и ликвидация субсидий на благоустройство.

При условии последовательной реализации вышеуказанных направлений, Санкт-Петербург получит возможность к 2030 году существенно улучшить качество городской среды. Основным положительным результатом, который будет достигнут, является высокий (до 100%) уровень удовлетворенности населения качеством благоустройства городской территории.