Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

8.4. Финансово-инвестиционное обеспечение Стратегии


Успешное выполнение Стратегии невозможно без наличия соответствующих финансово-инвестиционных ресурсов. Финансовая база развития представлена денежными средствами консолидированного бюджета, государственных внебюджетных фондов, предприятий, организаций и населения Санкт-Петербурга. Помимо них важную роль в обеспечении устойчивого развития города играют высоколиквидные активы, представленные ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов являются бюджетная система, денежные доходы населения, чистая прибыль и амортизационные фонды предприятий и организаций. Существенное влияние на параметры финансовых ресурсов оказывает банковская система.

Санкт-Петербург выполняет целый ряд важных общегосударственных федеральных и международных функций, его экономика в значительной степени интегрирована в мировую хозяйственную систему. В связи с этим Санкт-Петербург привлекает значительные финансовые ресурсы, поступающие из федерального центра, других российских регионов, из-за рубежа. Данные ресурсы играют важную роль в социально-экономическом развитии города. Предполагается, что объем финансовых ресурсов, поступающих в город извне, будет увеличиваться.

Часть финансовых ресурсов, образуемых в процессе экономического развития Санкт-Петербурга и поступающих извне, направляется на текущее потребление. Другая часть - на сбережение. Часть сбережений используется в инвестиционных целях. Без инвестиций нельзя добиться устойчивого роста экономики и высокого уровня жизни населения. В рамках реализации Стратегии предполагается кардинальное улучшение инвестиционного климата в Санкт-Петербурге. Положительные сдвиги в этом процессе позволяют планировать высокие темпы прироста инвестиций. Существенные инвестиции, как ожидается, будут привлекаться в рамках инфраструктурных проектов, реализуемых крупнейшими компаниями государственного сектора экономики России, а также проектов, обусловленных выполнением Санкт-Петербургом международных и общегосударственных федеральных функций.

Инвестиции рассматриваются в качестве важнейшего ресурса реализации Стратегии. Предполагается, что в 2030 году объем инвестиций в основной капитал может возрасти в 3,5 раза по сравнению с уровнем 2012 года в сопоставимых ценах. В расчете на 1 жителя инвестиции в основной капитал увеличатся с 70,5 тыс.руб. в 2012 году до 511,1 тыс.руб. в 2030 году (в ценах соответствующих лет). Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП увеличится с 15,4% в 2012 году до 21,4% в 2030 году. Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов приведет к полномасштабному запуску мультипликатора инвестиций. Ежегодное приращение объемов инвестиций будет приводить к еще большему приросту добавленной стоимости.

Дальнейшая интеграция Санкт-Петербурга в мировую экономику будет сопровождаться притоком зарубежного капитала. Объем иностранных инвестиций в ценах соответствующих лет может возрасти в 1,6 раза - до 17 млрд долл. в год. Более ощутимым будет прирост прямых иностранных инвестиций, оказывающих наиболее важное положительное воздействие на развитие экономики. В ценах соответствующих лет прямые иностранные инвестиции возрастут в 6 раз - до 5,4 млрд долл. Приток в Санкт-Петербург больших инвестиционных ресурсов будет являться одним из важнейших условий успешной реализации инновационного сценария.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга возрастут с 379,9 млрд руб. в 2012 году до 1401,4 млрд руб. в 2030 году. В расчете на 1 жителя доходная часть бюджета увеличится в 3,2 раза: с 76,1 тыс.руб. в 2012 году до 238,7 тыс.руб. в 2030 году (в ценах соответствующих лет). В то же время отношение доходной части к ВРП сократится: с 16,6% в 2012 году до 10% в 2030 году. Это объясняется дальнейшим расширением границ финансовой самостоятельности бюджетных учреждений, увеличением доли крупных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, активным участием негосударственных НКО в развитии социальной сферы. Денежные доходы населения в последний год реализации Стратегии увеличатся до 6691,8 млрд руб., что соответствует 95 тыс.руб. в расчете на 1 жителя в месяц.

Запланированные действия по улучшению хозяйственного климата и параметры инвестиционно-финансовых ресурсов создают необходимую основу для успешной реализации целей и приоритетов Стратегии. Важным условием этого будет являться надлежащее обеспечение Санкт-Петербурга другими видами ресурсов (трудовыми, территориальными и топливно-энергетическими).

Данные о ресурсном обеспечении реализации Стратегии представлены в таблице 8.1.

Таблица 8.1 - Ресурсная обеспеченность реализации Стратегии

Наименование показателя

2012 год

2020 год

2030 год

Трудовые ресурсы

Численность занятых в экономике (по методологии трудового баланса), тыс.чел.

2530,4

2966,9

3174,2

Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых в экономике, процентов

44,7

47,0

50,0

Число высокопроизводительных рабочих мест, тыс. единиц

102,7

280,0

400,0

Территориальные ресурсы

Площадь территории, тыс.кв.км

1,4

1,4

1,4

Плотность населения, тыс.чел. на кв.км

3,4

3,9

4,2

Доля земель, занятых жилой и общественно-деловой застройкой, в общей площади территории, процентов

30,6

30,9

30,9

Инвестиционно-финансовые ресурсы

Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб.

351,9

982,7

3000,0

Инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс.руб.

70,5

178,0

511,1

Иностранные инвестиции, всего, млрд долл. США

10,8

15,2

17,0

В том числе - прямые иностранные инвестиции, млрд долл. США

0,9

3,9

5,4

Денежные доходы населения, млрд руб.

1640,9

3199,4

6691,8

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.

379,9

648,3

1401,4

Расходы консолидированного бюджета, млрд руб.

382,3

630,9

1401,4

Производственные (топливно-энергетические, инженерные) ресурсы

Трансформаторная мощность сети снабжения электроэнергией, МВА

12104,0

15904,0

21356,0

Установленная мощность источников теплоснабжения, Гкал/час

26081,2

29238,2

31003,2

Установленная мощность источников водоснабжения, тыс.куб.м в сутки

3028,0

2799,0

2251,0

Мощность системы очистки сточных вод, тыс.куб.м в сутки

2327,0

2444,5

2758,0

_______________

     Данные за 2011 год.