Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.1.10 Развитие креативных индустрий


Особенности современного социально-экономического развития выдвигают на первый план культурные ресурсы и творчество как одну из основ современной, постиндустриальной экономики. Творческий, креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире. Поэтому развитие креативных индустрий обеспечит существенные конкурентные преимущества экономике Санкт-Петербурга. К сектору креативных индустрий (creativeindustries) относят: музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, интернет и компьютерные технологии, культурный туризм.

Санкт-Петербург обладает большим, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом развития креативных индустрий. Между тем, креативные индустрии могут быть важным элементом городской экономики и фактором социального благополучия в городе. Примером могут быть такие европейские города, как Лондон, Париж, Амстердам, Берлин и другие, в которых заметная доля жителей занята в креативных отраслях, генерирующих существенную долю валового регионального продукта. Высокая степень развития креативных индустрий в современном мире является неотъемлемым признаком наиболее успешных городов и регионов.

В настоящее время креативные индустрии производят 7% ВРП Санкт-Петербурга. Их развитие способствует росту расходов в области культуры. Они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации. Кроме того, креативные технологии способствуют изменению качества жизни, формированию культурной идентичности, развитию плюрализма и толерантной атмосферы в обществе. С точки зрения форм бизнеса, креативные индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальные активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности.

Для развития сектора креативных индустрий необходима реализация комплекса мер по следующим направлениям. Основным - является создание благоприятного климата в этой сфере, создание таких условий и атмосферы, которые способствуют возникновению новых идей, проявлению творческой инициативы и ее воплощению в жизнь. Городская политика в этой сфере не может сводиться лишь к административной и/или финансовой поддержке конкретных организаций или проектов. Гораздо более важным является обеспечение конкурентной и свободной творческой среды, обеспечение свободы творчества в самых разнообразных областях.

Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие представителей креативных индустрий, как в масштабах города, так и в масштабах страны и мира. Вклад города в данном случае может заключаться в создании инфраструктуры взаимодействия и поддержке совместных проектов жителей Санкт-Петербурга и других городов и стран.

Городу предстоит способствовать созданию и развитию новых креативных пространств (студий, мастерских, выставочных залов и т.п.), в том числе на основе трансформации имеющихся, но уже невостребованных промышленных объектов. С этой целью необходимо принятие ряда мер, снимающих правовые и административные ограничения, препятствующие такой трансформации. Кроме того, городу предстоит создать благоприятные условия в области налогообложения и взимания арендной платы в отношении организаций креативных индустрий, а также в сфере регулирования деятельности таких организаций. Важнейшей целью в этом смысле является обеспечение максимальной творческой свободы. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения негосударственного финансирования креативных индустрий, в том числе в рамках российских и международных благотворительных инициатив.

Для Санкт-Петербурга, как и для России в целом, характерна довольно высокая степень консерватизма в восприятии искусства, дизайна, архитектуры. Но без открытости новым идеям и подходам невозможно обеспечить активное развитие креативных индустрий, невозможно стимулировать частную инициативу и создание нового. В связи с этим, наряду с сохранением и популяризацией историко-культурного наследия Санкт-Петербурга, одним из приоритетов государственной политики в сфере культуры должно быть просвещение и приобщение жителей и гостей Санкт-Петербурга к современному искусству, к актуальным тенденциям в мировой культуре, искусстве, дизайне, архитектуре, научной и общественной мысли. Эта задача должна реализовываться как учреждениями культуры, так и учреждениями науки и образования. Важным условием развития креативных индустрий в Санкт-Петербурге является активное участие петербуржцев в общероссийских и международных творческих инициативах. Такое участие должно охватывать не только области искусства и дизайна, отличающиеся традиционно сильными позициями местных игроков, но и сферы, в которых город и страна отстают от передовых мировых тенденций.

Необходимо содействовать развитию внутреннего "творческого" рынка, его инфраструктуры, профессионального образования, продвижению продукции креативных индустрий через налоговые льготы и облегчение административных процедур. Важной составляющей политики Санкт-Петербурга в области культуры должен стать охват негосударственных производителей креативных индустрий - предоставление им грантов, поощрение их взаимодействия с государственными учреждениями культуры, предоставление им площадок для осуществления проектов. Одним из направлений решения проблем на пути развития креативных индустрий должно стать содействие развитию комплексного практико-ориентированного образования в сфере творческих индустрий.

К 2030 году Санкт-Петербург должен стать городом, открытым новым идеям и инициативам в области культуры, искусства, научной и общественной мысли, важным центром взаимодействия творческих индивидов и организаций России и других стран, местом рождения и реализации новых креативных проектов и мероприятий. Фундаментом для этого станет как имеющийся научный и культурный потенциал города, так и усилия властей, направленные на создание такого хозяйственного и идеологического климата, который будет максимально благоприятен для открытого и свободного творчества.

Реализация вышеуказанных стратегических направлений поддержки креативных индустрий позволит добиться к 2030 году следующих весомых положительных результатов. Вклад креативных индустрий в формирование ВРП Санкт-Петербурга увеличится до 12%. Соотношение профессионалов, вовлеченных в креативные индустрии, по отношению к общему количеству трудоспособного населения в Санкт-Петербурге составит 16%.