Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.2.7 Развитие системы социальной поддержки населения


Эффективная система социальной поддержки населения является основой благополучия наименее защищенных слоев населения города, выравнивания уровня жизни населения. Развитие государственной системы социальной поддержки населения Санкт-Петербурга определяется социально-демографическими тенденциями. Среди этих тенденций необходимо отметить: снижение уровня бедности, увеличение доли населения старше трудоспособного возраста, старение населения, высокая доля лиц с ограниченными возможностями, повышение рождаемости, увеличение числа многодетных семей, а также приемных семей и проживающих в них детей. Главными проблемами системы социальной поддержки населения являются: нехватка стационарных учреждений, невозможность оказания помощи нуждающимся пожилым людям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, дефицит кадров.

Исходя из специфики социально-демографической ситуации, а также основных проблем, существующих в сфере социальной защиты населения, необходима реализация комплекса мер по следующим направлениям развития отрасли.

Необходимо усиление социальной поддержки лиц пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. Поддержка должна оказываться на основе развития стационарных и нестационарных социальных услуг. Особое внимание следует уделять сохранению активной социальной жизни и посильной трудовой деятельности пожилых людей. В этом плане необходимо расширение сети центров повышения компьютерной грамотности и адаптации к современным средствам коммуникации, развитие сети специальных клубов для пожилых граждан, позволяющие избежать одиночества и разобщенности и пр.

Требуется расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Реализация этого направления должна осуществляться на основе проведения капитального ремонта, реконструкции имеющихся зданий, строительства новых учреждений и развития негосударственного сегмента учреждений социального обслуживания. Необходимо улучшение условий и оплаты труда работников социального обслуживания, в частности, повышение уровня оплаты труда в отрасли до среднего по Санкт-Петербургу и предоставление льгот по получению социального жилья в Санкт-Петербурге.

Реальное улучшение условий жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями может быть достигнуто на основе обеспечения безбарьерной среды обитания. Для этого требуется массовое обустройство пандусов, приспособление общественного транспорта, обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры. Необходимо развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов. Требуется разработка и внедрение новых технологий социального обслуживания различных категорий граждан. Новые технологии должны дополнить уже используемые: социальное такси, "тревожная кнопка", служба сиделок.

Необходимо совершенствование управления сферой социальной защиты и социального обслуживания. Для этого должны быть разработаны системы: социальных стандартов, независимой оценки качества социальных услуг, лицензирования деятельности учреждений социального обслуживания населения, введения публичных рейтингов их деятельности. К оказанию социальных услуг могут привлекаться негосударственные некоммерческие организации.

Реализация вышеуказанных стратегических направлений позволит добиться в 2030 году достижения следующих положительных результатов. Удастся решить кадровую проблему отрасли, во многом это будет обеспечено за счет того, что к 2018 году средняя заработная плата социальных работников будет повышена до 100% от среднего уровня оплаты труда в Санкт-Петербурге. К 2020 году семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, станут преобладающими.

Ожидается снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления. За счет этой и иных социальных мер коэффициент Джини, характеризующий расслоение общества по доходам, может понизиться до 0,440 (в 2012 году - 0,442). Доля населения, живущего за чертой бедности, не превысит 8% от общей численности жителей Санкт-Петербурга (в 2012 году - 9,2%).