Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.3.6 Развитие взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области


Выполняя большой объем общегосударственных федеральных функций Санкт-Петербург вовлекает в орбиту своего влияния все больше территорий соседнего субъекта Российской Федерации. В результате усиления интеграционных процессов в пределах Санкт-Петербурга и прилегающей к нему части Ленинградской области фактически формируется единое территориальное пространство, включающее большое число населенных пунктов и межселенных территорий. Все они отличаются интенсивными хозяйственными, трудовыми, транспортными, образовательными, бытовыми, культурными, рекреационными и иными связями и влияют как на развитие Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

При развитии указанных районов проявляются следующие тенденции. Происходит усиление главенствующей роли Санкт-Петербурга как мощного центра управления. Наблюдаются изменения в системе расселения города и быстрое усиление роли его периферийной зоны. В пределах указанных территорий развивается единый рынок труда, фиксируется усиление производственных связей, активизируются кластерные процессы, происходит увеличение масштабов маятниковых миграций.

К числу основных проблем, затрудняющих процессы стабильного и успешного развития указанных районов и полноценного вовлечения их в процесс территориального развития Санкт-Петербурга, относятся: отсутствие правого статуса агломераций в России, не комплексный подход к развитию периферийной зоны агломерации, ухудшение транспортной ситуации на границах ядра агломерации и ее периферии, отсутствие управленческих структур, которые бы координировали и регулировали процессы развития агломерации.

Устранение негативного влияния вышеуказанных проблем требует реализации комплекса мер по следующим направлениям ее развития. Первоочередное внимание необходимо уделить усилению координации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Требуется обеспечить разработку и согласование документов социально-экономического и территориального планирования, в первую очередь, в части зоны взаимных интересов двух этих субъектов Российской Федерации.

В числе приоритетных направлений должно рассматриваться упорядочение вопросов развития территорий, прилегающих к административным границам между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Здесь необходимо обеспечить сохранение зеленых насаждений, ограничить этажность и плотность жилой застройки, осуществить перенос промышленных предприятий. Создание новых населенных пунктов, жилых кварталов, производственных зон и расширение действующих должно сопровождаться вводом новых маршрутов транспорта, включая станции метрополитена, улучшением благоустройства, развитием социальной, энергетической и инженерно-транспортной инфраструктур.

Необходимо улучшить организацию и совершенствование работы маршрутов общественного пассажирского транспорта, связывающих Санкт-Петербург с ближайшими населенными пунктами Ленинградской области, которые обеспечивают массовые маятниковые миграции населения.

Первоочередного решения требуют вопросы функционирования существующих и организации новых зон утилизации бытовых и производственных отходов (проектирование и строительство мусороперерабатывающих заводов, закрытие действующих полигонов, исчерпавших свои мощности и создание новых и пр.).

В качестве важного направления должно рассматриваться дальнейшее развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания в садоводствах и дачных поселках, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Реализация вышеуказанных направлений совместного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволит достигнуть в долгосрочной перспективе следующих положительных результатов:

усилить значение малых и средних городов, а также создать новые населенные пункты на границе двух субъектов Российской Федерации, привлекательные для проживания населения обоих субъектов Российской Федерации;

сократить различия в качестве жизни населения, проживающего как на территории Санкт-Петербурга, так и на территориях, граничащих с территорией Санкт-Петербурга, прежде всего, за счет обеспечения доступности объектов социальной, коммунально-бытовой инфраструктуры, в том числе путем создания транспортных связей между Санкт-Петербургом и указанными территориями;

улучшить экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге.