Стратегические приоритеты России и приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга стали основой для формирования системы целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга. При формировании системы целей также учитывались достигнутый уровень, проблемы, тенденции и ресурсное обеспечение социально-экономического развития Санкт-Петербурга, состояние внешней по отношению к нему среды (международные и российские факторы и условия).
Система целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга сформирована на основе иерархического принципа. Каждый последующий уровень организационно подчинен и логически вытекает из содержания вышестоящего уровня.
Цели развития Санкт-Петербурга тщательно отобраны и структурированы по четырем уровням. Первый уровень включает генеральную цель. На втором уровне, исходя из содержания генеральной цели, определяются стратегические направления. Третий уровень включает стратегические цели, которые определяются на основании стратегических направлений. На четвертом уровне, исходя из содержания стратегических целей, сформулированы программно-целевые установки, которые будут конкретизироваться в содержании государственных программ Санкт-Петербурга.
В общей сложности в Стратегии сформулированы 114 целей различных уровней (таблица 7.1).
Система целей является важным интегрирующим элементом системы государственного планирования Санкт-Петербурга. В качестве генеральной цели Стратегии определено обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.
Ключевым элементом генеральной цели и всей системы целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга является понятие "качество жизни". Данное понятие имеет интегральный характер и определяется уровнем развития экономики, состоянием городской среды, включая экологическую составляющую, качеством и доступностью услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания. Существенное влияние на качество жизни оказывают показатели общественной безопасности, а также эффективность государственного и муниципального управления, возможности населения реализовывать свои законные права и интересы.
Непосредственно развивают генеральную цель четыре стратегических направления.
1. Стратегическое направление "Развитие человеческого капитала".
Человек является главным субъектом и производительной силой экономики, главным двигателем научно-технического прогресса. Человек находится в центре всех процессов и явлений. От человеческого капитала зависит уровень развития бизнеса, качество принимаемых решений. Человеческий капитал - необходимая составляющая для развития экономики города.
Развитие человеческого капитала - это обеспечение условий для того, чтобы в городе жили здоровые, образованные, культурные, профессионально компетентные люди, способные генерировать новые идеи и формировать большие доходы. Городская политика в области развития человеческого капитала затрагивает системы здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки и обслуживания населения. Между всеми этими системами существует тесная связь, которая обеспечивает высокое качество человеческого капитала и является базой для роста экономики.
Из стратегического направления, связанного с развитием человеческого капитала, вытекают 5 стратегических целей.
Количественно данное стратегическое направление может быть оценено индексом развития человеческого потенциала, значение которого к 2030 году не должно быть ниже 0,930.
2. Стратегическое направление "Повышение качества городской среды".
Состояние городской среды - один из важнейших факторов, определяющих благополучие города, его привлекательность. Люди, обладающие высококлассными профессиональными компетенциями, более требовательны к качеству среды. Они имеют возможность обмениваться информацией, передвигаться по всему миру, выбирать наилучшие условия для жизни и трудоустройства. Их может привлечь только благоустроенный город с чистым воздухом и водой, удобным транспортом, красивыми домами, надежными коммунальными услугами.
В связи с этим политика города должна быть нацелена на улучшение качества городской среды, создание благоприятных условий для жизни населения, ведения бизнеса, инвестиционной деятельности и т.п. В связи с этим меры экологического характера, разрешение транспортных проблем, восстановление эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры, комплексное развитие городских территорий, жилищное обеспечение рассматриваются в качестве основы улучшения качества городской среды.
Из стратегического направления, связанного с улучшением качества городской среды, вытекают 5 стратегических целей.
Качество городской среды оценивается опросным путем среди жителей города. Доля жителей, положительно оценивающих качество среды проживания, к 2030 году не должна быть менее 90%.
3. Стратегическое направление "Обеспечение устойчивого экономического роста".
Мировой опыт показывает, что экономический рост может сопровождаться усилением неравенства, ухудшением качества окружающей среды, основываться на использовании быстро исчерпываемых ценных ресурсов. В связи с этим долгосрочной целью развития Санкт-Петербурга может быть только устойчивый рост, основанный на использовании и воспроизводстве конкурентных преимуществ, формируемых в экономике Санкт-Петербурга. К 2030 году она будет характеризоваться мощным производственным потенциалом, большую часть которого составляет высокотехнологичный сектор.
В приоритетном порядке должны развиваться виды деятельности, связанные с экономикой знаний: образование, наука, медицина, фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии, производство высокотехнологичной промышленной продукции и некоторые другие. Одновременно с этим необходимы серьезные усилия в направлении развития преимуществ в факторах иного порядка - качестве институтов, социальном капитале, конкурентной среде, инновационном характере экономики и т.п.
Стратегические цели и программно-целевые установки в рамках данного стратегического направления ориентированы на формирование экономики знаний, благоприятного хозяйственного климата, развитие конкуренции, улучшение обеспеченности экономики квалифицированными трудовыми ресурсами и инвестициями, активизацию инновационных процессов, повышение роли высокотехнологичных промышленных производств.
Из стратегического направления по обеспечению устойчивого экономического роста вытекают 4 стратегические цели.
Численно реализация данного направления оценивается показателем ежегодного темпа роста ВРП. Объем ВРП к 2030 году возрастет до 14000 млрд руб. (в 2012 году - 2357,5 млрд руб.), на душу населения - до 2385 тыс.руб. (в 2012 году - 472,4 тыс.руб.). В среднем за период он должен находиться в диапазоне 4,5-5,5% с ежегодным нарастанием, в последний год реализации Стратегии - не менее 7%.
4. Стратегическое направление "Обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества".
Современное эффективное управление городами предполагает активное участие городского сообщества. Одним из признаков стабильного положения города с конкурентоспособной экономикой является наличие сильного гражданского общества. Гражданское общество одновременно выступает и как партнер власти в реализации всех ее начинаний, и как ее конструктивный оппонент. Поощрение гражданских инициатив обеспечит устойчивое развитие города и создаст гарантии экономических прав и свобод граждан.
В рамках достижения данного стратегического направления определены 3 стратегические цели: повышение уровня консолидации гражданского общества; повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг; обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге. Указанные стратегические цели реализуются за счет программно-целевых установок, направленных на снижение уровня коррупции, развитие автоматизации процессов управления и межинформационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, совершенствование системы профилактики правонарушений и обеспечения безопасности граждан и целого ряда других.
Реализация данного стратегического направления оценивается показателем доли населения, положительно оценивающего деятельность органов исполнительной власти - не менее 60% от числа опрошенных.
Каждой цели, кроме генеральной, соответствуют целевые показатели. Их значения характеризуют степень достижения целей. Целевые показатели могут быть статистическими (входящими в систему государственного статистического учета) или расчетными. В системе показателей, описывающих достижение целей второго, третьего и четвертого уровней, учтены показатели "майских указов" Президента России. Кроме того, в систему целевых показателей включены показатели, рассчитываемые по международным методикам и позволяющие проводить сопоставление результатов развития Санкт-Петербурга с российскими и зарубежными городами.