Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.1.1 Развитие экономики, формирование основ экономики знаний


Экономическое развитие Санкт-Петербурга является основой для обеспечения всех направлений его жизнедеятельности. В рамках развития экономики обеспечивается занятость населения, формируются поступления в бюджетную систему, осуществляется градостроительная деятельность, удовлетворяются потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Экономика является базой для устойчивого функционирования учреждений социальной сферы и создания благоприятной городской среды. Без успешного экономического развития невозможно добиться улучшения качества жизни населения.

К числу ключевых проблем, затрудняющих устойчивое и эффективное развитие экономики Санкт-Петербурга, относятся рост издержек на осуществление финансово-хозяйственной деятельности и неблагоприятная предпринимательская среда. Существенное негативное влияние на развитие экономики города также оказывают: ухудшение внешних условий развития города в сравнении с докризисным периодом, устаревшая производственно-технологической база экономики, дефицит трудовых ресурсов, невысокая конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Главными отрицательными последствиями данных проблем может стать замедление темпов экономического роста и снижение уровня инвестиционной активности. Это не позволит в полной мере обеспечить решение стоящих перед городом задач. Добиться высоких темпов роста экономики за счет использования лишь традиционных факторов развития - территориальных, трудовых и финансово-инвестиционных, представляется маловероятным. Для экономики Санкт-Петербурга характерно фактическое исчерпание указанных ресурсов или их предельно высокая стоимость. Рост издержек и административные ограничения существенно уменьшают степень экономической мотивации предпринимательского сообщества инвестировать в развитие бизнеса. Активизировать процесс привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга возможно лишь при условии реализации принципов экономической свободы и улучшения делового климата, что будет способствовать развитию предпринимательства и росту экономики.

Устранение негативного влияния вышеуказанных проблем и обеспечение устойчивого и эффективного развития экономики Санкт-Петербурга с учетом действующих документов стратегического планирования и поручений Президента России требует реализации долгосрочной экономической политики, которая должна способствовать улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечить переход к экономике, основанной на использовании в качестве основных ресурсов информацию и знания. Санкт-Петербург обладает хорошими стартовыми условиями для того, чтобы стать российским лидером формирования мощного сектора экономики знаний, который сможет вывести страну на передовые рубежи развития. Санкт-Петербург наряду с Москвой является крупнейшим научно-технологическим центром России и занимает ведущие позиции по сумме затрат на технологические инновации и количеству созданных передовых технологий.

Для успешного экономического развития и формирования экономики знаний требуется реализация комплекса мер по следующим направлениям.

Необходимо улучшение условий осуществления хозяйственной деятельности. Основные усилия требуется направить на совершенствование финансово-бюджетной и налоговой политик, тарифного регулирования, системы государственных закупок, конкурентной среды, поддержку институтов, способствующих развитию предпринимательской активности. Целесообразно проведение мониторинга влияния действующего законодательства на показатели экономического развития Санкт-Петербурга. На основе результатов мониторинга следует подготовить предложения по совершенствованию правовой базы, способствующие стимулированию развития реального сектора экономики, малого предпринимательства и инновационной деятельности. Требуется регулярное проведение исследований по оценке удовлетворенности предпринимательского сообщества хозяйственным климатом, сложившимся в Санкт-Петербурге. Должна быть разработана и применяться методика оценки индекса экономической свободы.

Повышение эффективности экономики невозможно без снижения издержек. Новое качество экономического роста в значительной степени определяется параметрами соотношения достигнутых результатов и затраченных ресурсов. В связи с этим важнейшим стратегическим направлением экономического развития Санкт-Петербурга должно стать сокращение издержек. Для этого необходима реализация мер по повышению производительности труда, энергоэффективности, фондоотдачи, рентабельности и прибыльности предприятий. Учитывая большое влияние на экономику со стороны государственных финансов, целесообразна реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Снижение издержек осуществления хозяйственной деятельности невозможно без масштабной технологической модернизации. Для этого требуется стимулирование и всемерная поддержка процессов технологической модернизации экономики Санкт-Петербурга. В этом направлении, прежде всего, необходимо создание на территории города новых высокотехнологичных предприятий и осуществление технического перевооружения существующих производств. Со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга должна проводиться работа по созданию благоприятных условий (административных, налоговых, организационно-правовых и пр.) для обновления основных фондов.

В этой связи важнейшим направлением развития Санкт-Петербурга должно стать повышение эффективности реализации потенциала инновационного развития экономики и системы генерации знаний. Для этого необходимо формирование региональной инновационной системы, способствующей тесному взаимодействию научных и образовательных организаций, делового сообщества, органов государственной власти и структур гражданского общества.

Переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики региона и общественной жизни.

Поддержка инновационной деятельности требуется на всем протяжении процесса генерации, коммерциализации и внедрения нововведений, приводящих к положительным результатам. Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры научной деятельности, оказание мер государственной поддержки предприятиям, внедряющим и применяющим новые технологии. Целесообразно принятие мер по поддержке хозяйственных обществ, учреждаемых на основании положений Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ, и занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего в сферах инжиниринга, проектирования, испытания и сертификации.

Следующим важным направлением экономического развития Санкт-Петербурга является улучшение качества трудовых ресурсов, достижение большего соответствия параметров спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Требуется установление более тесной связи между сферой профессионального образования и потребностями рынка труда. Реализация этого направления связана с мерами по развитию системы профессионального образования и обеспечению ее тесной связи с рынком труда. Без улучшения положения дел с подготовкой специалистов, отличающихся высокой профессиональной компетенцией, мобильностью и способностью учитывать изменения в специфике трудовой деятельности, невозможно обеспечить формирование экономики знаний. Необходимо усилить роль дополнительного профессионального образования, которое во многом будет определять качество трудовых ресурсов.

Необходимо повысить авторитет рабочих профессий, требующих высокой квалификации. Регулирование трудовой миграции должно осуществляться в направлении привлечения в Санкт-Петербург наиболее квалифицированных кадров дефицитных специальностей. В качестве основного источника, который способен компенсировать сокращение численности трудоспособного населения, может рассматриваться привлечение в Санкт-Петербург молодежи для получения профессионального образования, а также инициативных и высококвалифицированных работников из других регионов России и из-за рубежа.

Для финансового обеспечения повышения эффективности экономики необходимо продолжить активную работу по привлечению инвестиций и формированию положительного инвестиционного имиджа Санкт-Петербурга. Необходимо добиться большего роста объемов инвестиций в основной капитал. Основная часть инвестиций должна направляться в предприятия и проекты в сферах: развития инженерно-энергетической и транспортной инфраструктур, создания новых высокотехнологичных производств, обновления основных фондов действующих предприятий реального сектора экономики.

Основными мерами по стимулированию инвестиционной активности в Санкт-Петербурге должны стать выявление и содействие реализации перспективных проектов, осуществление взвешенной политики в отношении развития производственных территорий и площадок, совершенствование правовой базы, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность. Улучшению привлекательности города для инвесторов будет способствовать принятие стратегических документов в сфере инвестиционной политики Санкт-Петербурга. Их положения должны определить приоритетные направления привлечения инвестиций для достижения стратегических целей развития Санкт-Петербурга.

К числу важнейших направлений развития относится формирование новой системы управления устойчивым развитием Санкт-Петербурга. Необходимо добиться рационального использования природных ресурсов и стабильности социокультурной среды при одновременном росте экономики. Для этого требуется формирование информационно-аналитической системы управления развитием города, разработка алгоритмов расчета и оценки показателей, стандартов и нормативов. В основу создаваемой модели должна быть заложена динамическая система сбалансированного развития, предусматривающая оценку выходных значений социально-экономического характера, учет внешних факторов и применение управляющих воздействий.

Кроме того, немаловажным направлением развития Санкт-Петербурга является расширение международного и межрегионального экономического сотрудничества, дальнейшая интеграция в мировую хозяйственную систему. Одной их характерных особенностей современного этапа развития Санкт-Петербурга является глобализация его экономики. В перспективе эта особенность получит свое дальнейшее развитие. Ускоренными темпами будет развиваться внешняя торговля, расширятся масштабы привлечения в город зарубежного капитала. Меры по реализации этого направления будут связаны с развитием инфраструктуры коммуникаций международного и межрегионального сотрудничества.

Реализация вышеуказанных стратегических направлений позволит добиться в 2030 году следующих весомых положительных результатов. Доля экономики Санкт-Петербурга в экономике России увеличится не менее чем до 8% (в 2012 году - 3,8%). При этом доля экономики знаний в ВРП Санкт-Петербурга будет составлять не менее 35%. Потребность городской экономики в квалифицированных кадрах будет удовлетворена как минимум на 80% за счет высококвалифицированных работников Санкт-Петербурга. Число высокопроизводительных рабочих мест возрастет до не менее 400 тыс. единиц (в 2012 году - 102,7 тыс.). Степень износа основных фондов снизится до 30% (в 2012 году - 39,2%).