Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.3.5 Пространственное развитие Санкт-Петербурга


В настоящее время в Санкт-Петербурге при застройке жилых территорий возникает ряд серьезных дисбалансов. Они связаны с различиями в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности населения, в первую очередь отставанием строительства объектов социальной инфраструктуры от строительства жилья. Фактически на протяжении достаточно длительного периода в Санкт-Петербурге не формировалась комплексная жилая застройка. Выявленные диспропорции в развитии территорий Санкт-Петербурга показывают, что возможности дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства без обеспечения территорий объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктур исчерпаны. Решать выявленные проблемы предлагается с использованием инструментов территориального планирования путем оптимального сочетания функциональных зон, что должно найти отражение в новом Генеральном плане Санкт-Петербурга.

Ключевым направлением формирования более эффективного пространственного развития Санкт-Петербурга должен стать переход к комплексному развитию территорий города - как главного приоритета в жилищном строительстве и основного фактора формирования благоприятных условий проживания населения.

Анализ общей градостроительной ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге на конец 2013 года, результаты ежегодного мониторинга за ходом реализации Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее - Генеральный план), выявили необходимость актуализации Генерального плана по ряду направлений, в первую очередь по уточнению границ города и границ функциональных зон.

Первоочередной стратегической задачей является необходимость уточнения границы Санкт-Петербурга в части границ земель водного фонда, береговой линии Финского залива в пределах территории субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга, в том числе с учетом переданных земель водного фонда в собственность Санкт-Петербурга в районе города Сестрорецк, территории морского многофункционального перегрузочного комплекса "Бронка", территории западной части Крестовского острова, а также определение функционального зонирования территории западной части Васильевского острова. Также необходимо уточнение границы Санкт-Петербурга на основании Дополнительных соглашений к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации", утвержденному постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 3 марта 2004 года N 123, в том числе территорий в Курортном районе в отношении части территории пос.Песочное, в Красносельском районе в отношении жилого микрорайона "Новогорелово". Значимым направлением пространственного развития города в части создания благоприятных условий жизнедеятельности населения является уточнение границ городских лесов с корректировкой функционального зонирования в соответствии с материалами инвентаризации лесных кварталов.

В соответствии с функциональным зонированием Генерального плана определена функциональная зона Р1 - зона лесов и лесопарков. На основании проведенной инвентаризации лесных кварталов выявлена необходимость по внесению изменений в функциональное зонирование относительно данной зоны в связи с тем, что 6% территорий лесничеств расположены в иных функциональных зонах (в основном в функциональной зоне Р2), в том числе на территориях, планируемых для развития за пределами расчетного срока (после 2015 года).

Одной из стратегических задач пространственного развития Санкт-Петербурга является необходимость корректировки функционального зонирования территорий, связанная с размещением объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Это комплексное развитие всех видов внешнего транспорта (уточнение положения трассы высокоскоростной магистрали, аэроэкспресса, развитие аэропорта "Пулково", портовых комплексов Большого порта Санкт-Петербурга и др.); уточнение положения трассировки проектируемых городских магистралей; уточнение положения и размещения объектов инженерной инфраструктуры.

Стратегической задачей также является и корректировка функционального зонирования ряда территорий, на которых намечена реализация крупных стратегических проектов, в том числе: строительство автомагистрали Западного скоростного диаметра, в части уточнения границ функциональных зон; развитие аэропорта "Пулково", в части изменения функционального зонирования прилегающих территорий; создание города-спутника "Южный", а также изменения функционального зонирования, связанного с размещением новых объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимых для обслуживания соответствующих зон.

Также необходима корректировка функционального зонирования территорий, связанная с реализацией проектов, направленных на повышение качества городской среды и сокращение площади территорий, занимаемых объектами производственного назначения, не соответствующих экономическим, социальным, экологическим и градостроительным условиям их развития, при этом имеющих развитую инженерно- транспортную инфраструктуру, в том числе производственных территорий центральной части города, а также ценных в градостроительном отношении территорий, занимаемых предприятиями химической промышленности в Невском и Красногвардейском районах Санкт-Петербурга.

Особой задачей пространственного развития города является уточнение границ особо охраняемых природных территорий.

Для создания комфортных условий проживания населения и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности необходимо откорректировать ряд расчетных показателей Генерального плана.

Указанные цели также должны найти свое отражение при формировании экономических зон Санкт-Петербурга.

Укрупненная схема размещения экономических зон Санкт-Петербурга приведена на Рисунке 6.1 и в Таблице 6.2.

Рисунок 6.1. Укрупненная схема размещения экономических зон

     

 


Таблица 6.2. Основные направления деятельности по развитию экономических зон в Санкт-Петербурге на период до 2030 года

N п/п

Наименование экономической зоны

Основные направления деятельности

1

Центральная

Формирование центров управления и компетенций международного значения, развитие финансовой сферы и сферы услуг, сохранение и современное использование культурного наследия, развитие культурного и туристского потенциала, повышение качества жилищного фонда, решение вопросов развития транспорта и парковочного пространства

2

Московско-Невская

Развитие "промышленного пояса" вдоль Обводного канала и р.Невы, поддержание сбалансированного развития промышленности, социальной сферы и сферы услуг, развитие образования и НИОКР, развитие территорий вдоль железнодорожных путей, развитие инфраструктуры новых районов застройки, развитие транспортно-пересадочных узлов, реконструкция жилого фонда первых массовых серий

3

Юго-Западная

Развитие судостроения и "промышленного пояса", развитие территории Большого морского порта, реконструкция жилого фонда первых массовых серий, развитие инфраструктуры и общественно-деловых функций в новых районах застройки

4

Северная

Развитие новых отраслей экономики в ОЭЗ Ново-Орловская, формирование нового делового района, реализация экологических проектов, развитие "промышленного пояса", в т.ч. формирование новых центров инжиниринга и НИОКР, производство новых видов продукции, развитие энергетического машиностроения, развитие образования, улучшение качества городской среды, развитие инфраструктуры новых районов застройки, развитие транспортно-пересадочных узлов, реконструкция жилого фонда первых массовых серий, развитие совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и др.

5

Ладожская

Развитие "промышленного пояса" вдоль р.Невы, развитие промышленного сервиса, развитие совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и др., улучшение качества городской среды, развитие инфраструктуры новых районов застройки

6

Южная

Формирование новых полифункциональных подцентров агломерации (г.Южный и др.), развитие общественно-деловых, туристских, выставочных и культурно-рекреационных проектов, развитие транспортно-логистического комплекса, развитие совместных проектов с Ленинградской областью в области транспорта, инженерной инфраструктуры, строительства жилья и др., развитие энергетического машиностроения, промышленного сервиса и услуг, развитие рекреационных зон и экологических проектов, развитие инфраструктуры новых районов застройки

А

Курортная

Реализация городских экологических проектов и сохранение природных ландшафтов, развитие туризма и рекреационных проектов, развитие транспортной инфраструктуры, резервирование территорий под будущие проекты развития

Б

Кронштадтская

Развитие логистических проектов, формирование качественной городской среды, создание рабочих мест, развитие рекреационных проектов и туризма, реализация на территории города новых государственных (федеральных) функций

В

Петродворцовая

Развитие отраслей новой экономики в ОЭЗ "Нойдорф", развитие центра образования и НИОКР на базе существующих научных и образовательных учреждений, сохранение и современное использование культурного наследия мирового значения, развитие аванпортовых мощностей Большого порта Санкт-Петербурга (порт Бронка), развитие туризма