При относительно низких темпах роста экономики (ВВП России вырос в 2013 году всего на 1,3%) въездной туризм развивается опережающими темпами. В 2012 году количество прибытий туристов в Санкт-Петербург увеличилось на 9% относительно 2011 года. Сфера туризма становится существенным фактором роста сопутствующих отраслей и экспортного потенциала города. В мировой туристской индустрии доля Санкт-Петербурга составляет 0,6% по количеству посещений (25% въездного туризма России) и 0,3% по доходам. Туризм становится одним из драйверов устойчивого развития Санкт-Петербурга.
Высокие темпы развития туризма обусловлены традиционной привлекательностью города для культурно-познавательного туризма, быстро развивающимся сегментами делового, в том числе конгрессно-выставочного, и круизного туризма (более 12% в год), относительной развитостью инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры. На рынке гостиничных услуг значительную долю (31% от всех гостиничных номеров города) занимают ведущие гостиничные операторы, развит рынок предложения квалифицированных кадров и система их подготовки. Географическое положение города и транспортная инфраструктура обеспечивают доступность, как для европейских туристов, так и для гостей из основных экономических центров России. Доля туризма с сопутствующими отраслями в структуре ВРП уже в настоящее время составляет более 10%.
Развитие туризма могло бы происходить значительно более высокими темпами при снижении издержек и административных ограничений, улучшении делового климата и внедрении системы эффективных преференций для желаемых отраслей и сфер экономики.
К числу основных направлений по реализации комплекса мер развития туризма относятся следующие. Необходимо вести подготовку законодательных инициатив по снятию административных барьеров в развитии туризма. К ним относится введение безвизового въезда иностранных граждан на территорию города на срок до 7 дней, упрощенные процедуры временного ввоза оборудования и экспонатов выставок и конференций, временного ввоза транспортных средств, включая некоммерческие плавсредства, пограничного и таможенного контроля, особенно, на автомобильных переходах государственной границы России с Финляндией и с Эстонией.
Важнейшей задачей развития инфраструктуры туризма является модернизация пунктов прибытия (морской вокзал, автомобильные переходы государственной границы и автодороги).
Целесообразно создание экономических условий для развития территорий в центре города, как объектов туристской инфраструктуры (наб. канала Грибоедова и реки Мойки, Почтамтская и Галерная ул., территория, ограниченная Исаакиевской площадью, Конногвардейским бульваром, площадью Труда и наб.р.Мойки ("Музейный квартал"), ул.Миллионная и другие).
Необходимо принятие стимулирующих мер по развитию инфраструктуры туризма со снижением платы за подключение к инженерным сетям, земельных платежей, субсидированием процентных ставок, юридической и инженерной подготовкой территорий для строительства объектов туристской инфраструктуры.
Объекты туристской инфраструктуры должны быть включены в перечень объектов, для которых применяются схемы государственно-частного партнерства. Требуется корректировка законов Санкт-Петербурга о государственно-частном партнерстве и об инвестиционной деятельности с целью обеспечения их прямого действия и возможности применения к объектам туристской инфраструктуры. Целесообразно проработать вопросы обеспечения юридической и инженерной подготовки инфраструктурных проектов, для чего возможно восстановление схем работы агентств территориального развития с соответствующими полномочиями и финансированием. Необходимо создание системы преференций отечественному гостиничному управленческому бизнесу с целью минимизации связанного с ним экспорта капитала и постепенному переходу к региональному и интернациональному экспорту управленческих услуг.
В связи с опережающими темпами роста морского и речного круизного и индивидуального яхтенного туризма в мире, благоприятным географическим положением Санкт-Петербурга и с целью их развития необходимо:
разработать предложения по введению безвизового пребывания для индивидуальных яхтенных туристов до 240 часов ввиду тихоходности плавсредств и по отмене акцизов при приобретении маломерных судов;
разработать предложения по адаптации страхования маломерных судов и обеспечить безопасность мореплавания, в том числе, по внутренним водным путям;
реализовать мероприятия по размещению объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга;
разработать предложения по реконструкции и строительству новых терминалов для пограничного и таможенного оформления туристов круизных лайнеров и маломерных судов, а также по оборудованию мест проведения пограничного и таможенного контроля иностранных маломерных судов и яхт.
Учитывая наличие устойчивого спроса на услуги объектов санаторно-курортного хозяйства и инфраструктуры отдыха, спорта и развлечений, целесообразно совместно с Правительством Ленинградской области разработать меры экономического стимулирования данных видов услуг. Данные меры должны предусматривать развитие курортов с развитой инфраструктурой, в т.ч. центров спорта и активного отдыха, способных обеспечить активный и семейный отдых, проведение спортивных и иных событий и учебно-тренировочных сборов.
Необходимо пересмотреть сроки проведения крупнейших мероприятий с целью перевода времени их проведения на низкий или полусезон, обеспечив, таким образом, наиболее комфортные условия для сезонного туризма, выравнивания сезонной загрузки отелей и повышения доходности отрасли.
Требуется совершенствование системы статистического учета с целью обеспечения его полноты, достоверности и всесторонности с вовлечением в систему государственных служб и коммерческих организаций, ведущих анкетирование. Целесообразно выступить с инициативой установления права упрощенного временного ввоза оборудования при проведении крупных мероприятий.
Для повышения туристской привлекательности города требуется повысить эффективность системы обеспечения безопасности туристов. Основные туристские маршруты и объекты должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения и регистрации записей, кнопками тревожной сигнализации, соединенными с отделами полиции. В высокий сезон на наиболее популярных туристских маршрутах должны работать сотрудники специальной службы, владеющие иностранными языками и специальными навыками, для оказания информационной помощи гостям нашего города. В Санкт-Петербурге должны функционировать круглосуточная телефонная служба поддержки туристов.
В целях повышения комфортности пребывания туристов в Санкт-Петербурге следует организовать изготовление и установку в наиболее популярных туристских местах туристско-информационных киосков и продолжить работу по созданию системы туристской навигации на русском и английском языках и размещению ее объектов.
Особая роль в увеличении туристского потока возлагается на реализацию маркетинговой стратегии в Санкт-Петербурге в сфере туризма. Указанное направление включает такие мероприятия, как обеспечение участия Санкт-Петербурга в международных туристских выставках в России и за рубежом, подготовка и проведение презентационных мероприятий туристского потенциала Санкт-Петербурга в городах и странах, имеющих приоритетное значение для привлечения туристов в наш город. Должны быть организованы информационно-ознакомительные визиты иностранных и российских журналистов и туроператоров для продвижения Санкт-Петербурга на рынке туристских услуг, обеспечена подготовка и размещение информации о Санкт-Петербурге в российских и иностранных средствах массовой информации и имиджевой информации о Санкт-Петербурге на наружных носителях, расположенных в крупных российских и зарубежных городах.
В целях перераспределения туристских потоков требуется разработать предложения по созданию новых пешеходных территорий и маршрутов, включающих объекты отечественной и мировой науки, памятники промышленной архитектуры, объекты ландшафтной архитектуры, исторические курортные зоны и другие объекты, разработать и реализовать маркетинговые мероприятия по продвижению пешеходных, трамвайных, каретных, водных и вертолетных экскурсий в Санкт-Петербурге, а также водных экскурсионных маршрутов, включая систему оборонительных фортов Кронштадта.
В результате реализации приведенных выше мер к 2030 году планируется достичь следующих положительных результатов. Количество туристов, въехавших в город с различными целями, достигнет 10 млн чел. в год. Мощность гостиничного комплекса города составит 45 тыс. номеров. Некоторое отставание темпов развития гостиничного хозяйства от темпов роста въездного туризма будет связано с увеличением количества коротких поездок и ростом доли сегментов морского, речного круизного и курортного туризма на 15%.
Существенный прогресс будет наблюдаться в сегменте курортного туризма и развития курортного комплекса. Номерной фонд курортного комплекса достигнет 15 тыс. номеров (увеличится более, чем в 2 раза) и будет создана современная инфраструктура активного отдыха. Заполняемость гостиничного комплекса должна повыситься на 18%, а курортного - на 29% при росте цен на курортное размещение на 11%. Эффективность туристского комплекса будет повышаться и за счет увеличения продолжительности пребывания туристов в городе. Предполагается достичь к 2030 году показателя "отношение количества занятых номеров в год к количеству въехавших туристов" 1,23 за счет повышения доли событийного и делового туризма на 30% и за счет развития инфраструктуры отдыха и развлечений. Количество заходов круизных судов и паромов достигнет 1000 судов в год, а продолжительность стоянки морских и речных круизных судов увеличится на 50%. В Санкт-Петербурге - морской столице России появится новый вид туризма - индивидуальный яхтенный. В 2030 году число заходов таких судов в Санкт-Петербург может достичь 50 тысяч.