Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.3.3 Развитие транспортной системы


Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга рассматривается в совокупности с задачей улучшения пространственной организации и жилой среды города, связности районов, совершенствования внешних связей мегаполиса. Растущий спрос со стороны экономических субъектов и населения города на объемы и качество перевозок определяют высокий приоритет мер по модернизации транспортного комплекса.

Основными тенденциями развития транспортной системы города станут:

повышение надежности, мощности, доступности, безопасности и эффективности функционирования системы перевозок общественным транспортом (метро, пригородный железнодорожный транспорт, автобусные, трамвайные и троллейбусные перевозки, развитие легкорельсового транспорта);

повышение эффективности использования существующей улично-дорожной сети города, включая развитие единого парковочного пространства для индивидуального и грузового транспорта;

обеспечение круглосуточной связности улично-дорожной сети;

создание сети радиального, дугового движения;

опережающее развитие городского транспортного планирования и системы управления транспортным комплексом Санкт-Петербурга;

минимизация негативного влияния транспорта на городскую среду и население, повышение объема и качества немоторизованного движения (пешеходного и велосипедного) в городе;

вывод транзитных транспортных потоков на периферию Санкт-Петербурга.

Обеспечение успешного долгосрочного развития транспортного комплекса требует реализации комплекса мер по следующим направлениям.

Правительством Санкт-Петербурга должны быть реализованы меры по обеспечению приоритетности развития и повышение роли общественного транспорта (далее - ОТ) над индивидуальным автомобильным транспортом, роста операционной и финансовой эффективности ОТ. Ключевым направлением должно стать развитие сети метрополитена, как основы сети городских пассажирских перевозок, включая ввод новых станций в районах с низким уровнем транспортной доступности мест приложения труда и образования, развитие мультимодальных транспортно-пересадочных узлов у станций метро, интегрирующих все основные виды городского и пригородного пассажирского транспорта, снижение нагрузки на существующие пересадочные узлы, реновация изношенного подвижного состава, повышение эффективности расходов на строительство новых линий и эксплуатацию метрополитена.

Альтернативой метрополитену может стать развитие не только автобусных маршрутов, но и трамвайных линий и линий легкорельсового транспорта. Данный вид рельсового транспорта более экономичен, экологичен и бесшумен, чем троллейбус и автобус.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и участники рынка ОТ должны предпринять скоординированные усилия по повышению надежности, скорости и комфортности перевозок наземными видами ОТ (в т.ч. для лиц с ограниченной мобильностью), развитию сети маршрутов, созданию выделенных полос движения для рельсового и безрельсового наземного городского пассажирского транспорта, реновации инфраструктуры и подвижного состава ОТ, широкого внедрения средств автоматизации управления системой перевозок ОТ и информирования пассажиров, совершенствованию тарифных систем, развития отношений города и частных перевозчиков на маршрутах ОТ, включая расширение конкурсных процедур при выборе перевозчиков и переход на заключение контрактов с перевозчиком на основе метода полных издержек. Необходимо развитие применения подвижного состава для наземного ОТ, использующего альтернативные источники энергии, помимо контактной сети и продуктов переработки нефтегазовой промышленности. Важным направлением развития транспортной системы, в том числе в сотрудничестве с Ленинградской областью и частными инвесторами, должно стать развитие скоростных видов ОТ, включая легкорельсовый транспорт.

Рост значимости ОТ для города должен быть поддержан приоритетностью планирования, финансирования и реализации проектов развития инфраструктуры ОТ, реконструкции улично-дорожной сети, оптимизации управления транспортной системой, развитием градостроительного обеспечения транспортного планирования, включая необходимую нормативно-правовую базу и техническую проработку. Как и в предыдущие годы будет осуществляться резервирование территорий для размещения новых объектов улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры на основе Генерального плана Санкт-Петербурга, отраслевых схем развития транспорта, проектов планировки территорий. Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга будет осуществляться контроль за функциональным назначением территорий, выделенных под объекты транспорта, и корректировка ранее утвержденных проектов планировки территорий с целью включения дополнительных объектов транспортной инфраструктуры, в т.ч. для ОТ.

Важным направлением должна стать реализация проектов в области повышения эффективности использования улично-дорожной сети города, скоординированных с мерами по развитию метрополитена и наземного ОТ. Реализация мероприятий должна быть ориентирована на рост пропускной способности существующей улично-дорожной сети, поддержание ее высокого транспортно-эксплуатационного состояния и строительство необходимых элементов, повышающих ее связность, плотность сети, улучшающих межрайонные и межрегиональные связи (в координации с Ленинградской областью), снижение транспортной, экологической, в том числе шумовой, нагрузки на городскую среду в селитебных районах периферии города и историческом центре Санкт-Петербурга. Среди первоочередных мер необходимо упорядочение парковки автотранспорта (легкового и грузового), развитие сети перехватывающих автостоянок в интеграции с транспортно-пересадочными узлами на периферии Санкт-Петербурга и его центрального делового района, развитие механизмов регулирования использования частного автотранспорта на улично-дорожной сети города. Повышение эффективности эксплуатации улично-дорожной сети должно быть обеспечено развитием механизмов взаимодействия города и компаний дорожной отрасли, в том числе поддержкой применения технологических и организационных инноваций в дорожном строительстве, становлении системы комплексных долгосрочных контрактов с оплатой по достигнутым потребительским свойствам дороги (контрактов "жизненного цикла").

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 года N 450. - См. предыдущую редакцию)

Направлением модернизации транспортной системы, обеспечивающим рост эффективности использования всех видов транспорта в Санкт-Петербурге, должно стать завершение работ по внедрению системы автоматизированного управления городским транспортом и его подсистемами (мониторинг дорожного движения, система регулирования дорожного движения и светофорной сигнализации, система автоматизации управления ОТ и др.), объединенной с городской автоматизированной системой управления "умный" город.

В рамках модернизации транспортной системы города должна быть осуществлена поддержка мероприятий по восстановлению и расширению сети пешеходных путей сообщения на всей территории города, повышению комфортности и безопасности движения пешеходов на территориях микрорайонов, в историческом центре города, развитие велосипедных путей сообщения, в том числе межрайонных, разработка и реализация отраслевых схем развития пешеходного и велосипедного движения. Развитие пешеходного и велосипедного движения необходимо координировать с развитием улично-дорожной сети и ОТ.

Для развития ОТ должны быть осуществлены следующие мероприятия:

развитие рельсового транспорта;

развитие троллейбусного сообщения;

строительство новых автобусных вокзалов междугородного и международного сообщения в районе станции метро "Купчино" и в районе станции метро "Парнас";

строительство нового автобусного парка в северо-приморской части Санкт-Петербурга для размещения подвижного состава, использующего экологически чистые виды топлива;

реконструкция существующих автобусных парков для перехода на современные методы эксплуатации подвижного состава с возможностью использования экологически чистых видов топлива;

строительство двух трамвайных парков;

развитие сети конечных диспетчерских станций с разворотными площадками.

В части развития внешнего транспорта Санкт-Петербургу необходимо продолжить преобразование грузообрабатывающего транспортного комплекса Санкт-Петербурга в высокоэффективную систему на основе транспортной логистики, рационального использования городских территорий, водных, воздушных, железнодорожных путей сообщения, частичного переноса портовых функций из районов, расположенных в центре Санкт-Петербурга в аванпорты, вывода складских мощностей в периферийные районы Санкт-Петербургской агломерации, имеющие надлежащее транспортное сообщение с опорной улично-дорожной сетью и сетью федеральных автодорог. Востребованными векторами в развитии внешнего пассажирского транспорта станут: построение скоростных связей на направлениях Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, Санкт-Петербург - Псков - Рига и Вильнюс, Санкт-Петербург - Петрозаводск, Санкт-Петербург - Таллин; формирование регионального хаба авиационного и наземного транспорта на основе аэропорта "Пулково", дальнейшее развитие водных видов транспорта, круизных линий.

Реализация вышеперечисленных направлений позволит достичь следующих положительных результатов. Будет построено 18 новых станций метрополитена и 4 дополнительных вестибюля действующих станций, что позволит обеспечить пешеходную доступность станций метро для 55% населения Санкт-Петербурга. Продолжится проектирование и строительство новых линий и станций со сроком ввода после 2025 года, к 2030 году сеть метрополитена будет состоять из 89 станций. Не менее 75% всех передвижений жителей Санкт-Петербурга будет осуществляться на общественном транспорте. Максимальный интервал движения наземного городского пассажирского транспорта будет снижен до 10 минут (25 минут в 2011 году). Среднее время поездок с трудовыми целями сократится до 40 минут (56 мин. в 2011 году), эксплуатационная скорость наземного пассажирского транспорта вырастет не менее чем на 15% к уровню 2011 года, для трамвая на 30%. Суммарная вместимость наземного городского пассажирского транспорта вырастет до 850 тыс. мест (528 тыс. мест в 2011 году).