Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.2.3 Развитие образования, в том числе профессионального


Развитие сферы образования является важным условием обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга, повышения его конкурентоспособности в формировании и накоплении человеческого, интеллектуального, материального и финансового капиталов. Важность данной сферы обуславливается не только тем, что она помогает передавать знания и опыт поколений, но и формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций жителя города. Воспитательные и образовательные функции позволяют сформировать будущего жителя Санкт-Петербурга и России - гражданина, профессионала, потребителя, предпринимателя и т.д. Развитие отрасли образования должно охватывать направления развития всех составляющих данной сферы - систем общего (в том числе дошкольного), дополнительного и профессионального (среднего и высшего) образования.

Для успешного развития сферы образования Санкт-Петербурга необходима реализация комплекса мер по следующим направлениям. В сфере общего образования выделяются два направления: обеспечение 100% потребности населения в местах в учреждениях дошкольного образования и достижение высокого качества общего образования в учреждениях всех типов независимо от места жительства и уровня достатка потребителей данных услуг. Для реализации первого направления необходимо принятие комплекса мер по строительству и реконструкции государственных учреждений дошкольного образования, развитию альтернативных форм дошкольного образования (в т.ч. негосударственных), совершенствованию нормативно-правовой базы для заключения соглашений города и бизнеса о развитии общеобразовательной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства.

Реализацию второго направления следует обеспечить за счет развития независимой оценки качества образования (общественной и профессиональной) и совершенствования систем самооценки учреждений, обеспечения введения Федеральных государственных требований и Федеральных государственных стандартов, повышения эффективности системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Развитие сферы дополнительного образования детей должно быть направлено на развитие центров творчества детей и молодежи, ориентированных на развитие знаний, умений и навыков, применимых, в том числе, в отраслях городской "экономики знаний", повышение взаимодействия государственных и коммерческих форм дополнительного образования, в т.ч. обмен опытом, внедрение и использование лучших практик и методик, проведение совместных мероприятий.

В сфере профессионального образования важным направлением развития должна стать государственная поддержка развития системы среднего профессионального образования, скоординированная с приоритетными направлениями развития экономики города. Должна быть повышена привлекательность программ среднего профессионального образования для молодежи, в том числе через укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, налаживание взаимосвязей с предприятиями и организациями - будущими работодателями выпускников, развитие и повышение эффективности системы профориентации молодежи. Должен быть достигнут баланс потребности городской экономики в квалифицированных кадрах и выпуска учреждениями среднего и высшего профессионального образования необходимого количества качественно подготовленных специалистов и рабочих. Требуется обеспечить взаимосвязь профессиональных знаний и практических умений, в т.ч. с привлечением предприятий и организаций к участию в образовательном процессе, развивать вариативность образовательных программ с учетом долгосрочных потребностей экономики города. Система профориентации должна строиться в тесной взаимосвязи и поддержке со стороны органов власти и представителей бизнеса.

В целях повышения качества подготовки кадров системы профессионального образования следует сформировать единую общегородскую систему сертификации квалификаций, в т.ч. с разработкой образовательных и квалификационных стандартов по специальностям различного профиля, привлекая к участию в разработке таких стандартов предприятия и организации как работодателей.

В области конвергенции развития образования, науки и экономики должна возрасти роль высшей школы в процессе становления Санкт-Петербурга как нового международного образовательного центра и площадки для межотраслевого трансфера знаний и технологий, привлекательного для российских и иностранных студентов, ведущих российских и зарубежных педагогов и ученых. Требуется реновация и совершенствование материально-технической базы для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе создание современных многофункциональных комплексов (кампусов), включающих в себя полный набор образовательной и социокультурной инфраструктуры вузов - учебные корпуса, студенческие общежития, жилье для преподавательского состава, объекты социальной, культурно-досуговой, спортивной направленности, а также объекты для осуществления научно-технической деятельности и развития инновационного бизнеса. Необходимо повышать вовлеченность преподавателей и студентов в фундаментальные и прикладные научные исследования, проводимые в вузах. Требуется усилить связь вузов с системой общего образования - формировать у будущих абитуриентов заинтересованность в специальностях, приоритетных для экономики города, повышать престиж профессий, связанных с "экономикой знаний". Реализация указанных мер тесно связана с федеральными задачами в сфере образования, в том числе задачей повышения конкурентоспособности вузов, вхождения петербургских вузов в число лучших в международных университетских рейтингах.

Важным направлением развития сферы образования является поощрение постдипломного дополнительного образования. В Санкт-Петербурге должен быть реализован принцип "обучение в течение всей жизни". Для реализации данного направления требуется создание условий для повышения квалификации и переподготовки кадров, в т.ч. в соответствии с потребностями рынка труда, создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций и отраслевых ресурсных центров. Также следует сформировать систему поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, в т.ч. поддерживать корпоративные программы подготовки и переподготовки кадров.

Ключевым направлением развития в части повышения кадрового потенциала всех сфер образования будет являться повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов, а также повышение квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Для реализации данного направления предполагается реализация следующих мер: обеспечение роста оплаты труда работников сферы образования, внедрение в практику управления системы "эффективного контракта" с работниками образовательных учреждений всех типов, обеспечение повышения квалификации и организации переподготовки педагогических работников для повышения их личностных и профессиональных компетенций.

Реализация вышеуказанных направлений развития сферы образования позволит достичь к 2030 году следующих положительных результатов. Доступность дошкольного образования (обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях для детей 3-7 лет, в % от потребности) будет составлять не менее 100% (в 2012 - 95,65%). Отношение среднего балла единого государственного экзамена в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ по основным предметам (русский язык, математика) будет составлять 1,1 и 1,07 соответственно (в 2012 - 1,42 и 1,82 соответственно).

Заработная плата сотрудников образовательных учреждений всех типов будет находиться не ниже уровня среднемесячной заработной платы в экономике города, а для учреждений высшего профессионального образования заработная плана профессорско-преподавательского состава будет составлять не менее 200% от среднемесячной заработной платы в Санкт-Петербурге. Укомплектованность педагогическими кадрами учреждений общего образования составит 100% (в 2012 - 88% для дошкольных и 94% для общеобразовательных учреждений). Удельный вес численности профессорско-преподавательского состава моложе 30 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования будет составлять не менее 10%. Значение индекса образования будет составлять в 2030 году 0,984 (в 2012 - 0,971).

_______________

Определяется показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3). (Грамотность взрослого населения от 0% до 100%. Совокупная доля учащихся среди детей и молодежи от 0% до 100%). Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрастах 6-23 года.