Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.1.5 Развитие торговли и потребительского рынка


Торговля и потребительский рынок являются важной частью экономики города и повседневной жизни горожан. В последнее десятилетие рост показателей развития потребительского рынка обусловлен положительной динамикой денежных доходов населения, снижением уровня инфляции, повышением доступности потребительского кредита и увеличением численности постоянного населения Санкт-Петербурга. Наблюдаемое в 2012-2013 годах замедление темпов роста связано с насыщением рынка объектами розничной торговли и общественного питания, что проявляется также в сокращении удельного веса торговли в структуре ВРП и темпами ввода в эксплуатацию новых торговых комплексов.

Ключевым условием дальнейшего развития сферы торговли и потребительских услуг является конкуренция, которая позволит развиваться бизнесу в интересах обеспечения населения Санкт-Петербурга качественными продуктами питания и услугами по доступным ценам. Поэтому первоочередным направлением развития сферы торговли и услуг является содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг Санкт-Петербурга. Для этого необходима поддержка малых и средних предприятий в сфере производства и поставок продовольствия, устранение барьеров входа на рынок.

Следует сосредоточить усилия регулирующих органов на выявлении и устранении признаков дискриминации торговыми сетями менее крупных поставщиков по сравнению с лидерами рынка.

Меры особого воздействия необходимо осуществить в отношении крупных розничных торговых сетей, формирующих около 80-86% всего оборота розничной торговли Санкт-Петербурга. Аналогичные меры должны быть приняты и по крупным поставщикам. Совокупная доля трех наиболее крупных поставщиков выросла за последние 5-6 лет с 60% до 84%. Данная концентрация создает угрозу ценового сговора на рынке основных продуктов, чрезвычайно значимых для жителей города.

Большое значение имеет актуальная задача повышения качества предоставляемых услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, к которым горожане обращаются ежедневно и с проблемами качества которых сталкиваются довольно часто. Предстоит не только развивать конкуренцию, устраняя административные барьеры, но и предусмотреть развитие новых и четких форм контроля.

Требуется кардинальное улучшение ситуации с привлечением инвестиций в сектор торговли и услуг для создания комфортных условий потребления товаров и услуг. В частности, необходимо развивать новые форматы торговли, используя международный опыт, в частности опыт скандинавских стран. Предстоит пересмотреть организацию размещения торговых площадей в кварталах исторического центра и новостройках. Требуется создание инновационных форм передвижной торговли, особенно сезонными товарами.

Реализация вышеуказанных направлений развития сферы торговли и услуг позволит добиться в 2030 году:

увеличения поступлений в бюджет Санкт-Петербурга налогов от осуществления торговой деятельности и услуг на 20% по сравнению с показателем 2012 года;

снижения уровня индекса цен на потребительские товары по сравнению с текущим периодом на 15%;

уменьшения доли трех наиболее крупных поставщиков в розничные торговые сети до 45%.