Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

6.2.1.3 Развитие науки и инновационной деятельности


Санкт-Петербург, располагающий 10% научного потенциала России, обладает значительными возможностями для научно-технологического обеспечения инновационного сценария развития города и его экономики. Основной тенденцией развития сферы науки и инновационной деятельности Санкт-Петербурга станет рост эффективности региональной инновационной системы и обеспечение:

развития исследовательской и внедренческой деятельности в отраслях четвертого и пятого технологических укладов, по которым в городе сформированы конкурентоспособные научные и инженерные школы;

_______________

Технологический уклад - это элемент экономической системы, выступающий в виде совокупности технологически сопряженных производств, ядром которого являются однотипные базисные технологические процессы, формирующие долгосрочное технико-экономическое развитие. Ключевые факторы четвертого технологического уклада: двигатель внутреннего сгорания, конвейерное производство, проводная телефонная связь. Пятый технологический уклад опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Ключевые факторы шестого технологического уклада - нанотехнологии, клеточные технологии.


координации деятельности научно-исследовательских организаций, бизнеса, институтов развития, организаций по трансферу и коммерциализации технологий для развития спроса экономики на инновационные продукты и решения;

создания научных, технологических, правовых и социокультурных основ для перехода к шестому технологическому укладу.

Обеспечение успешного развития науки и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге требует реализации комплекса мер по ряду направлений.

Основными направлениями развития науки и инновационной деятельности должны стать концентрация усилий и завоевание лидерства как в традиционных для Санкт-Петербурга областях науки и техники (физика, биология, медицина, судостроение, тяжелое машиностроение, атомная и космическая промышленность, приборостроение), так и в новых областях, сформировавшихся и динамично развивающихся в последние десятилетия (информационно-коммуникационные технологии, включая разработку программного обеспечения, "облачные" вычисления и сервисы, обработку "больших" данных (так называемые BigData), радиология, генная инженерия, развитие когнитивистики, создание композитных материалов, междисциплинарные исследования).

Необходимо продолжить формирование в Санкт-Петербурге полноценной технологической инфраструктуры поддержки инновационной деятельности путем развития существующих и создания новых центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров, центров коллективного пользования, технопарков, индустриальных парков, технополисов, имеющих как отраслевую, так и универсальную специализацию; создание в Санкт-Петербурге инновационного лифта финансирования инновационных проектов путем развития региональных институтов поддержки на предпосевной и посевной стадии, создания условий для привлечения средств федеральных институтов поддержки в инновационные проекты организаций Санкт-Петербурга, находящихся на последующих стадиях развития. Должна быть обеспечена координация исследований и разработок, осуществляемых организациями науки, образования, промышленными предприятиями Санкт-Петербурга в рамках корпоративных программ и планов, долгосрочных программ, федеральных целевых программ. Также необходимо обеспечить реализацию мер по стимулированию спроса на инновационную продукцию в отраслях городского хозяйства.

Правительством Санкт-Петербурга в координации с федеральными властями и администрациями ВУЗов города должны быть предприняты усилия по включению в формируемые на территории города многофункциональные университетские кампусы не только необходимой образовательной и социальной инфраструктуры, но и межвузовских научно-исследовательских центров и площадок для создания и коммерциализации инновационных разработок. Перспективными территориями для подобных проектов могут стать территории промышленных зон, нуждающихся в реновации. Необходимо обеспечение эффективного использования потенциала институтов развития для создания финансовой инфраструктуры региональной инновационной системы и ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний - технологических лидеров мирового уровня.

Со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга должны реализовываться меры по созданию благоприятных условий (административных, налоговых, организационно-правовых и пр.) для обновления основных фондов предприятий, коммерциализации результатов научной деятельности, стимулирования воспроизводства научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга, поддержки инициатив крупных международных компаний по размещению в городе своих центров исследований и разработок. В городе должна формироваться эффективная система дополнительных стимулов к инновационному развитию путем формирования властями, учеными и бизнесом технологических дорожных карт, определения требований по переходу компаний к применению передовых технологий, отобранных на основе формирования долгосрочного научно-технического прогноза. Необходимо принятие комплекса мер по поддержке экспорта региональной высокотехнологичной продукции, услуг, технологий. В Санкт-Петербурге должны быть созданы условия для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности, ее защиты в России и за рубежом, использования и вовлечения в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных, в том числе за счет бюджетных средств.

Городская экономика и, в особенности, жилищно-коммунальное хозяйство, должны сформировать спрос на прикладные научные и опытно-конструкторские работы, выполняемые в научных учреждениях города, в том числе в виде закупок работ на разработку инновационных продуктов, позволяющих добиться существенного снижения издержек производства, энерго- и материалоемкости продукции, одновременно с ростом производительности труда, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Требует поддержки на всем сроке реализации Стратегии система подготовки новых кадров для науки, особенно в период смены поколений в научно-технической сфере и реформы РАН. Для преодоления разрыва между потребностью в подготовке специалистов для работы в новых, нестандартных условиях и фактическим числом молодых ученых необходимы меры, способствующие организации подготовки специалистов в научно-технической сфере, содействие в получении дополнительного профессионального образования и стажировке на ведущих предприятиях студентами, докторантами, аспирантами (адъюнктами), соискателями, профессорско-преподавательским составом, научными работниками образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций.

Особое внимание следует уделить мерам по организации международного научного и научно-технического сотрудничества, осуществлению академических обменов, участию петербургских ученых в крупных всероссийских и международных проектах. Это потребует усилий по развитию внешних академических связей с ведущими российскими и мировыми исследовательскими центрами, совершенствования системы подготовки ученых в области изучения иностранных языков.

С учетом ориентации многих научных организаций и высокотехнологичных предприятий Санкт-Петербурга на потребности оборонно-промышленного комплекса России отдельным направлением региональной научной и инновационной политики должно стать первоочередное развитие технологий, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности. Для этого необходимо определить перечень таких технологий, которым будет обеспечена приоритетная поддержка на региональном уровне. Необходима поддержка компаний-резидентов, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей целевой подготовки кадров, пропаганды их роли для обеспечения национальной безопасности и др.

Для осуществления перехода к шестому технологическому укладу, подразумевающему создание принципиально новых гибридных технологий, систем и материалов на основе достижений биотехнологий, информационных и когнитивных наук, необходима концентрация усилий всех субъектов региональной инновационной системы на интенсификации междисциплинарных исследований, конвергенции наук и технологий, обеспечении формирования идеологии и стратегии перехода к новому технологическому укладу.

В Санкт-Петербурге необходимо формирование инновационной культуры в обществе и повышение статуса ученого и инноватора посредством поддержки распространения опыта лучших исследований, разработок и инноваций, в том числе управленческих и социальных, активизации пропаганды роли науки и инноваций для развития экономики и общества.

Реализация мер по перечисленным направлениям приведет к следующим результатам. Доля высокотехнологичных и наукоемких секторов в формировании ВРП составит не менее 25% (в 2012 году - 15,6%). В рамках экономической деятельности будет использовано не менее 17 тыс. передовых производственных технологий в год (в 2012 году - 6,5 тыс.). К 2030 году численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками вырастет до 114 тыс.чел. (в 2012 году - 80,7 тыс.чел.). Повышение объема выпуска наукоемкой продукции и качественных результатов функционирования региональной инновационной системы приведет к увеличению роли науки и научного обслуживания в экономике города и найдет непосредственное выражение в росте качества жизни горожан, устойчивом социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга.