Санкт-Петербург - участник глобальной конкуренции городов за квалифицированные кадры, высокодоходный бизнес, рынки сбыта продукции, политическое влияние, туристов, события мирового уровня. Рассчитывать на успех может только городское сообщество, занимающее активную позицию по отношению к будущему, имеющее Стратегию, опирающуюся на осознанную, разделяемую значительной частью активного населения систему ценностей. Существенная часть работы по подготовке, реализации и последующей корректировке Стратегии - это формирование такой системы в многостороннем диалоге.
Стратегия Санкт-Петербурга базируется на ценностях устойчивого развития, принципы которого изложены в докладе ООН "Наше общее будущее" (1987 год). Для устойчивого развития важно сохранение балансов, пропорций в процессе роста - не должно быть роста экономики в ущерб социальному благополучию или природной среде.
С позиций устойчивого развития, основными принципами развития Санкт-Петербурга в долгосрочный период должны стать повышение эффективности социального, человеческого и природного капиталов.
В Санкт-Петербурге за последние годы быстрого роста накопились существенные дисбалансы. Часть из них очевидна - появление кварталов жилой застройки, не обеспеченных инфраструктурой. Часть имеет более сложный, глубинный характер и может быть описана в терминах дисбаланса "капиталов". Так неспособность города решить "проблему исторического центра" свидетельствует о дисбалансе между накопленным физическим капиталом и наличным человеческим капиталом. Физический капитал в данном случае представлен недвижимостью в форме объектов культурного наследия, исторической застройки, и человеческий капитал - знаниями, навыками и опытом составляющих городское сообщество людей по содержанию этой недвижимости и извлечению из нее прибыли теми способами, которые не входят в конфликт с моральными ценностями.
Не исключено, что ключевую роль играет недостаток социального капитала - то есть умения горожан учитывать интересы друг друга, договариваться, сообща решать локальные и глобальные проблемы, выстраивать широкие коалиции. Безусловно, сказывается и слабость институционального капитала, проявляющаяся в нехватке или несовершенстве норм и правил ведения экономической деятельности, разрешения хозяйственных споров, защиты прав.
Аналогичным образом можно переосмыслить многие другие проблемы, которые выглядят как градостроительные или транспортные, а по сути, являются лишь следствиями глубинных дисбалансов.
Основная масса физического капитала Санкт-Петербурга, как и любого другого современного мегаполиса, накапливается в сфере жилья, общественно-деловых зданий и общей инфраструктуры их обслуживания. Это те ресурсы, эксплуатация которых (в отличие, например, от физического капитала производств) особенно чувствительна к составляющим социального капитала: доверию, навыкам эффективной самоорганизации, кооперации, самоуправления. Постоянно возникающие проблемы и, главное, предлагаемые способы их решения - путем обращения к исполнительной власти, - заставляют предположить, что социальный капитал Санкт-Петербурга мал и недостаточен по отношению к объему накопленной массы жилой недвижимости. Поэтому дальнейший рост объемов вводимого жилья без опережающего роста социального капитала будет приводить к возникновению проблемных ситуаций.
В настоящее время возникающие в городе социальные конфликты разрешаются достаточно "мягкими" способами. Это может являться показателем того, что человеческий и социальный капиталы воспроизводятся в количестве, достаточном для поддержания петербургской культуры, идентичности и ценностей. Однако это очень ненадежный баланс, потому любые угрозы социальному капиталу Санкт-Петербурга должны рассматриваться как крайне серьезные.
Природный капитал - природная среда Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий явно находится в дисбалансе по отношению к физическому капиталу. Это проявляется в том, что одна за другой выходят из строя системы саморегулирования и самоочистки объектов природной среды. Малые реки не поддерживают водность и не самоочищаются, зеленые насаждения в городской черте требуют постоянного ухода и подвержены болезням. Зеленые насаждения санитарно-защитного озеленения не способны выполнять функции по очистке воздуха и снижению уровня шума. Финский залив перешел в состояние с доминированием сине-зеленых водорослей, от которых раньше биота эффективно избавлялась. Иными словами, состояние природного капитала можно характеризовать как ослабленное, при котором любое повышение антропогенной нагрузки может оказаться критическим и привести к локальной или региональной экологической катастрофе.
На фоне ослабленного природного капитала резко возрастают риски, связанные с человеческим фактором в технических системах, которые являются следствием отмеченного выше дисбаланса между физическим и человеческим капиталами.
Соответственно можно сформулировать ряд принципиальных решений, направленных на повышение устойчивости развития Санкт-Петербурга.
1. Необходимость опережающих инвестиций в социальный капитал, в формирование жителей города как активных горожан, в поддержку социальных связей. От этих инвестиций на данном этапе может быть получена наибольшая отдача. В этом направлении необходимо следующее:
перенос акцента в механизмах решения городских проблем на самоорганизацию, коммуникации, укрепление самоуправления, поиск нестандартных решений, достижение общественного консенсуса;
создание "цифрового города", с максимальной открытостью данных, доступом к информации, формированием интеллектуальных систем самоуправления, снижением издержек на доступ к информации;
более широкое вовлечение академического и научного сообщества в решение городских проблем;
развитие и благоустройство общественных пространств, которые должны стать местом общения и безопасного пребывания для всех групп постоянного и временного населения.
2. Постоянные инвестиции в человеческий капитал:
инвестиции в образование, привлечение в систему общего и профессионального образования города лучших педагогов и научно-педагогических кадров со всей России и мира, поддержка авторских и научно-педагогических школ и другие меры, которые позволят создать условия для закрепления в Санкт-Петербурге высококвалифицированных специалистов с семьями и создать задел человеческого капитала на будущее;
индивидуализация услуг, поддержание разнообразия и возможностей выбора в образовании, медицине, развитие конкуренции, вовлечение частных клиник в ОМС, привлечение в город лучших врачей;
поддержка образования для взрослых;
модернизация культурного пространства Санкт-Петербурга, поддержка творческих инициатив, обеспечение взаимодействия традиционной культуры и инновационных проектов, инвестиции в развитие инфраструктуры творчества и культурного досуга.
3. Постоянные долгосрочные инвестиции в природный капитал (прежде всего через проекты невысокой стоимости):
развитие интенсивных технологий сбережения и восстановления природного капитала на базе крупных инвестиционных проектов (например, создание новых плавней в Финском заливе вместо утраченных, фиторемедиация отвалов зараженного грунта в районе будущей Набережной Европы и пр.);
создание особо охраняемых природных территорий, создание (размещение) новых объектов зеленых насаждений, посадка деревьев, лесопосадки, создание "энергетических лесов" (биологических очистных сооружений), выборочное прекращение мелиорации и восстановления болот, водоемов и другие меры;
распространение системы регулирования и стимулирования ресурсосбережения средних и малых, в том числе - индивидуальных потребителей.
4. Внимание к пространству города как важнейшему ресурсу развития:
вовлечение в оборот деградировавших территорий на основе изменения их функционального назначения;
вовлечение созданной массы физического капитала в более активный оборот через развитие рынка аренды;