Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

3. Обоснование выбора сценария развития Санкт-Петербурга


Анализ диапазона возможных параметров динамики внешней среды (международной и российской) и вариантов интенсивности экономической политики Санкт-Петербурга позволяет сформировать предположение о возможности реализации трех сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе. Сценарии различаются в зависимости от степени интенсивности использования факторов ускорения социально-экономических процессов, таких как инвестиционные, инновационно-технологические, структурные и институциональные преобразования. Существенное влияние на реализацию того или иного сценария развития оказывает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, крупнейших предприятий, предпринимательских ассоциаций и союзов, профсоюзов, институтов гражданского общества и иных субъектов, участвующих в разработке и реализации социально-экономической политики.

Первый сценарий - консервативный. Он основан на предположении об инерционном развитии экономики Санкт-Петербурга и сохранении сложившихся подходов к его управлению. В социальной сфере и экономике города будут преобладать тенденции, сложившиеся в посткризисный период (2010-2013 годы): замедляющиеся темпы экономического роста и повышения уровня благосостояния жителей, стагнация в сфере инвестиционной и строительной деятельности, острая нехватка финансовых ресурсов.

По данному сценарию город будет развиваться преимущественно за счет экстенсивного расширения экономики, путем наращивания объемов использования ресурсов, извлечения выгод от конкурентных преимуществ в традиционных секторах хозяйственного комплекса и сложившейся системе территориального планирования. Согласно этому сценарию произойдет консервация подходов к управлению развитием города, социально-экономическая ситуация будет улучшаться крайне медленными темпами. Затухающий экономический рост и крайне медленные преобразования качества городской среды приведут к сокращению положительного сальдо миграции и снижению темпов роста численности населения Санкт-Петербурга.

Второй сценарий - умеренно-оптимистичный. Он предполагает повышение эффективности использования всех видов ресурсов. Сценарий предусматривает масштабную активизацию инвестиционных и инновационно-технологических факторов развития Санкт-Петербурга. Приоритетное внимание будет уделяться улучшению делового климата, привлечению в город инвестиций, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, поддержке традиционных и перспективных видов экономической деятельности.

Социальная направленность развития города будет поддерживаться в пределах стандартов, определенных требованиями действующего законодательства. Умеренно-оптимистичный сценарий предусматривает преодоление негативных тенденций, сложившихся в посткризисный период, увеличение темпов экономического роста и активизацию инвестиционной деятельности. В рамках данного сценария темпы развития хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга будут опережать параметры улучшения ситуации в социальной сфере. Позитивные изменения в экономике будут сопровождаться адекватными положительными сдвигами в социальной сфере с определенными задержками по времени.

Третий сценарий - инновационный. Он основан на максимальном раскрытии потенциала стратегического развития Санкт-Петербурга, эффективном использовании человеческого капитала, сбалансированном развитии территорий, реализации новых подходов к управлению городом. Данный сценарий исходит из предпосылок роста глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на мировом рынке за счет формирования мощного сектора экономики знаний и перехода на инновационный путь развития. Он содержит базовые элементы умеренно-оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития социальной сферы, более эффективным использованием ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением роли инноваций.

В рамках инновационного сценария ожидается преодоление негативных тенденций, связанных с замедлением экономического роста, существенное возрастание сумм привлекаемых инвестиций, увеличение объемов производства и доходов населения. Ключевым фактором развития города станут инновации. Наиболее высокими темпами будут развиваться наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики.

Каждому сценарию развития соответствует один вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Прогноз разработан по трем вариантам, предусматривающим многофункциональный характер развития города в условиях различного проявления внешних и внутренних факторов, тенденций и условий.

В качестве основного сценария долгосрочного развития Санкт-Петербурга, в соответствии с параметрами которого будут определены количественные значения целевых ориентиров, закладываемых в Стратегию, принят инновационный сценарий.

Вероятность реализации инновационного сценария основывается на предположениях о сохранении, в целом, благоприятной ситуации во внешней по отношению к Санкт-Петербургу среде. Развитию Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе должны способствовать такие сложившиеся во внешней среде факторы и условия, как дальнейшее усиление геополитических позиций России на международной арене и сохранение в стране относительной политической стабильности и общественного спокойствия. К числу важных внешних факторов и условий также относятся: прекращение замедления темпов роста мировой и российской экономики, сохранение на относительно высоком уровне мировых цен на основные товарные группы российского экспорта, отсутствие масштабных природных и техногенных катаклизмов глобального характера.

Возможность успешной реализации инновационного сценария исходит из ряда предположений о минимально допустимых параметрах состояния внешней среды. В связи с этим, вводятся следующие допущения. В период 2014-2030 годов среднегодовые темпы роста российской экономики составят не менее 2,5-3%, мировые цены на российские сорта нефти будут не ниже 90 долл. за баррель, а на природный газ не ниже 300 долл. за тыс.куб.м (в ценах 2010 года). Темпы увеличения реальной заработной платы будут немного выше экономического роста, Россия будет придерживаться модели социального государства. Кризисные сценарии, связанные с обвалом цен на мировых рынках сырьевых ресурсов, резким снижением физических объемов российского экспорта, введением против России международных санкций, развертыванием масштабных военных конфликтов, возникновением техногенных или экологических катастроф глобального характера, в Стратегии не рассматриваются.

_______________

По покупательной способности доллара США в 2010 году.


Инновационный сценарий предусматривает проведение органами государственной власти Санкт-Петербурга активной социально-экономической политики, мобилизацию усилий бизнеса на существенное повышение эффективности использования основных ресурсов, задействованных в развитии города.

Помимо повышения эффективности использования основных ресурсов успешная реализация Стратегии (по инновационному сценарию) возможна на основе:

улучшения параметров человеческого капитала;

повышения роли экономики знаний;

улучшения инвестиционного климата;

перехода к сбалансированному пространственно-территориальному развитию;

реализации новых подходов к государственному управлению развитием города.

Улучшение параметров человеческого капитала будет происходить за счет позитивных преобразований в социальной сфере и в демографических процессах. Повышение качества образования, улучшение медицинского обслуживания, сохранение высокого уровня рождаемости, снижение смертности, в том числе мужчин трудоспособного возраста, хорошая доступность учреждений культуры, физической культуры и спорта, изменение характера миграционных процессов приведут к существенному улучшению качественных и количественных характеристик населения Санкт-Петербурга.

Формирование мощного сектора экономики знаний будет во многом обеспечиваться за счет эффективного использования возможностей сектора науки и образования и производственной базы в конкурентоспособных наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики. Помимо этого, для упрочнения позиций сектора экономики знаний важное значение будут иметь: активизация инновационных процессов, создание новых высокотехнологичных производств, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий. Для решения данных задач необходимо улучшить деловой климат и обеспечить экономику Санкт-Петербурга высококвалифицированными кадрами. Укрепление связей между наукой и производством, использование нового высокотехнологичного оборудования, применение передовых технологий будут сопровождаться ростом производительности труда, снижением энергоемкости, увеличением объемов выпускаемой продукции.

Наибольший вклад в формирование экономики знаний будут вносить сферы образования, научных исследований и разработок. Повысят свою роль наукоемкие и высокотехнологичные сектора экономики: транспортных средств и оборудования, электрических машин и оборудования, фармацевтической продукции, медицинской техники и средств измерения. Успешная реализация инновационного сценария будет во многом обеспечена за счет опережающего развития отраслей экономики знаний. Их доля в ВРП Санкт-Петербурга возрастет до 35%. Проведение технологической модернизации позволит снизить степень износа основных фондов до 30%. Модернизация профессионального образования обеспечит повышение качества подготовки и переподготовки кадров. Использование современного оборудования и рост квалификации работников будут способствовать росту производительности труда в экономике Санкт-Петербурга более чем в 2,2 раза.

Помимо наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики важное значение в ускорении социально-экономического развития Санкт-Петербурга будет иметь сектор услуг. В качестве ведущих видов деятельности, обеспечивающих большой вклад в формирование ВРП, рассматриваются: оптовая и розничная торговля, транспорт, связь, операции с недвижимым имуществом, строительство, финансовая деятельность и здравоохранение. В условиях роста потребностей экономики и населения свою весомую роль сохранит сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Преодоление спада инвестиционной активности и последующее улучшение ситуации с привлечением капитальных вложений будет обеспечено за счет более эффективного использования финансовых ресурсов, формирования благоприятного делового климата и проведения разумной тарифной политики. Притоку инвестиций будут также благоприятствовать использование выгодного геополитического положения и факторов территориального развития, наличие подготовленных производственных площадок и индустриальных парков, хорошая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.

Реализация новых подходов к государственному управлению развитием города будет сопровождаться облегчением административных процедур, повышением эффективности бюджетных расходов, улучшением качества городской среды. В рамках совершенствования подходов к управлению развитием города будет сформирована новая система государственного планирования. Существенный вклад в социально-экономическое развитие внесет размещение в Санкт-Петербурге новых федеральных организаций и учреждений. Весомый эффект даст налаживание более эффективного взаимодействия между органами государственной власти Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

В рамках инновационного сценария среднегодовые темпы роста ВРП могут составить около 4,5-5,5%. В 2030 году объем ВРП может увеличиться в 2,6 раза по сравнению с результатом 2012 года в сопоставимых ценах. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в основной капитал могут колебаться в пределах 7,5-8% в среднесрочной перспективе, со снижением до 6,5-7% в долгосрочной перспективе.

Реализация инновационного сценария будет сопровождаться ростом числа жителей Санкт-Петербурга. Быстрые темпы экономического развития, растущий рынок труда, качественные преобразования городской среды будут способствовать притоку населения. В среднесрочной перспективе сохранятся сложившиеся в 2011-2013 годах темпы роста жителей, с небольшим замедлением в долгосрочной перспективе. Среднегодовая численность жителей Санкт-Петербурга возрастет с 5 млн чел. в 2012 году до 5,5 млн чел. в 2020 году и 5,9 млн чел. в 2030 году. Доля населения, занятого в экономике, в общей численности жителей Санкт-Петербурга составит к 2030 году около 50%. Реальные денежные доходы населения будут расти в пределах 5-5,5% в среднем в год. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума не превысит 8%.