Основные выводы SWOT-анализа проведены в разрезе ведущих отраслей, сфер и направлений экономического и социального развития Санкт-Петербурга.
_______________
SWOT-aнализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации (региона) и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом.
Промышленность. Санкт-Петербург сохраняет значительный промышленный потенциал благодаря лидерству в производстве продукции машиностроения (энергомашиностроение, судостроение, приборостроение), пищевой и перерабатывающей промышленности. Большинство предприятий производит конечную продукцию, что обуславливает высокий уровень формирования добавленной стоимости. Однако значительная доля промышленных производств, локализованных в городе, приходится на игроков старых (сворачивающихся) технологий. Процесс обновления производственных фондов идет медленно, что обусловливает низкую производительность труда и ведет к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Для повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий необходимы рост инвестиционной и инновационной активности, и обновление на основе этого основных производственных фондов. Во внешней среде ему будут способствовать ускорение структурных реформ в экономике, а также меры стимулирующего характера (в случае их принятия федеральным правительством). К ним, прежде всего, относятся: снижение ставки рефинансирования, ограничение маржи банков по "длинным" кредитам и роста тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов.
Ограничения связаны с дефицитом финансовых ресурсов, трудностями с инфраструктурным обеспечением производственных площадок, нехваткой квалифицированных трудовых ресурсов. Кроме этого, объем внутреннего российского рынка недостаточен для развития ключевых секторов промышленности, поэтому большое значение имеет рост открытости и снижение торговых барьеров в международной торговле для активного проникновения отечественной продукции на новые рынки.
Наука и инновации. Развитию инновационного потенциала способствуют высокая концентрация образовательных и научных учреждений, наличие высококвалифицированных специалистов и многоотраслевая структура экономики, потенциально облегчающие оперативное внедрение результатов НИОКР и инновационных продуктов.
Во внешней среде возможности для развития в данном секторе будут обусловлены усилением конкуренции, вследствие повышения открытости экономики, ускорением структурных реформ, ростом активности в городе крупнейших российских технологических компаний. Благоприятными факторами также могут стать включенность в процессы международного научно-технического сотрудничества и приток венчурного капитала.
Предпринимательство. Значительные масштабы потребительского рынка и развитая инфраструктура поддержки предпринимательства делают город привлекательным для ведения бизнеса. В то же время хозяйственный климат характеризуется высоким уровнем административных барьеров, связанных с подключением к энергоресурсам, выделением земельных участков, получением разрешений на строительство, и как следствие - ухудшением делового имиджа Санкт-Петербурга.
Развитие предпринимательской активности будет во многом определяться макроэкономической ситуацией в стране, а также последовательностью и эффективностью деятельности органов государственной власти в борьбе с коррупцией. Среди благоприятных тенденций внешней среды: глобализация, членство России в ВТО, снижение барьеров для выхода на новые рынки. Угрозы связаны с рецессией в экономике, снижением платежеспособного спроса, сокращением предложения и удорожанием финансовых и инвестиционных ресурсов.
Транспорт. Полноправное членство России в ВТО, активизация сотрудничества в рамках Таможенного союза, и, как следствие, снижение торговых барьеров и рост объемов внешнеэкономической деятельности создают благоприятный внешний фон для использования конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга, связанных с выгодным географическим положением, обеспеченностью всеми видами внешнего транспорта и наличием развитой логистической инфраструктуры. Комбинация этих факторов будет способствовать укреплению позиций города как важнейшего транзитного узла и дальнейшему росту объемов обработки грузов, следующих от портов на Балтийском море в направлении центральной части России и Урала.
В то же время потенциал роста грузового транзита может быть ограничен в результате продолжительной рецессии в экономике России и еврозоны, а также усиления конкуренции в сфере грузовых перевозок со стороны стран Балтийского моря.
Повышение мобильности населения как внутри России, так и за ее пределами с учетом скоростного железнодорожного пассажирского сообщения с Москвой, Хельсинки, завершением строительства нового аэровокзального комплекса может способствовать развитию Санкт-Петербурга как регионального пассажирского хаба. Этому препятствует низкий уровень конкуренции на рынке авиаперевозок и отсутствие крупных компаний-дискаунтеров.
Внутренняя транспортная система, сохраняя мультимодальность, не успевает развиваться в соответствии с растущими потребностями города и характеризуется увеличивающейся нагрузкой на дорожную сеть, ненадежностью и высокой опасностью дорожного движения. Неудобные пересадочные узлы и слабо развитая улично-дорожная сеть препятствуют комфортному использованию городского пассажирского транспорта.
Снижение доходов городского бюджета в случае экономического спада приведет к дальнейшему отставанию объемов закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд от потребностей в развитии метрополитена, дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры. Возможности для совершенствования внутренней транспортной системы связаны с совершенствованием организации дорожного движения, внедрением "умных технологий", получением средств на развитие транспортной инфраструктуры из федерального бюджета в рамках участия в крупных проектах (например, в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года) и привлечением финансирования с использованием государственно-частных партнерств.
Туризм. Туристская привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена высокой концентрацией музейно-исторических и культурно-зрелищных объектов, вхождением исторического центра в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако на пути дальнейшего развития Санкт-Петербурга как туристского центра имеется ряд барьеров, в том числе сложность визовых процедур, транспортная удаленность относительно центров Европы и России, недостаточно развитая туристская инфраструктура, высокая по сравнению со среднеевропейским уровнем стоимость туристских услуг, недостаточное продвижение туристского продукта по сравнению с европейскими аналогами, недостаточная техническая оснащенность объектов показа и туристкой инфраструктуры в Санкт-Петербурге потребностям современных зарубежных туристов. При этом дефицит и высокая стоимость мест размещения усугубляются концентрацией административных и конгрессных мероприятий в высокий сезон.
Росту туристского потока будут способствовать глобализация и рост международной мобильности, а также повышение конкурентоспособности туристского комплекса, повышение качества туристских и сопутствующих услуг и их доступности, формирование позитивного образа Санкт-Петербурга как города, благоприятного для туризма, совершенствование системы обеспечения безопасности туристов и развитие туристской инфраструктуры. Благоприятные возможности во внешней среде связаны с упрощением визовых процедур, а в перспективе - отменой визового режима, появлением новых транспортных маршрутов и развитием конкуренции на рынке авиаперевозок, связанной с появлением компаний-дискаунтеров.
Угрозу представляет снижение ценности архитектурного облика города в результате утраты памятников, уплотнительной застройки, реализации крупных проектов, меняющих виды исторического центра, а также повышение вследствие недостаточной конкуренции и инфраструктуры стоимости туристских услуг по сравнению со среднеевропейским уровнем.
Жилищно-коммунальное хозяйство и инженерная инфраструктура. Устойчивое, в целом по городу, обеспечение потребителей энергией и коммунальными ресурсами, резервы и планы по развитию мощности источников водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и пропускной способности сетей позволяют осуществлять инженерную подготовку территорий и подключение новых потребителей.
В то же время высокий уровень износа головных сооружений и сетей практически по всем видам инженерной инфраструктуры обусловливает риск снижения качества и надежности обеспечения потребителей энергией и коммунальными ресурсами в долгосрочной перспективе.
Потенциал привлечения долгосрочных инвестиций в данный сектор экономики ограничен прямой зависимостью уровня тарифов от уровня инфляции, высоким уровнем задолженности перед ресурсообеспечивающими организациями.
Значительное число неотремонтированных многоквартирных домов в сочетании с невысоким качеством жилищно-коммунальных услуг и низкой активностью собственников жилья в условиях снижения доходной части бюджета могут привести к ускоренным темпам ветшания и выбытия жилого фонда. При этом использование устаревающих технологий, норм, стандартов и принципов жилищного строительства способствует формированию некачественной городской среды на вновь застраиваемых территориях.
Формированию нового качества жилой недвижимости наряду с интересом к городским проектам крупных девелоперов будут способствовать наличие платежеспособного спроса и относительно конкурентоспособные цены на недвижимость.
Пространственно-территориальное развитие. Санкт-Петербург обладает большой территорией, которая включает, помимо плотной застройки, протяженное речное и морское побережья. Несоответствие нормативно-правовой базы, регулирующей пространственные аспекты градостроительной деятельности, долгосрочным тенденциям в экономике и социальной сфере обусловило с одной стороны - быстрые темпы жилищного строительства, с другой - снижение уровня обеспеченности объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, что привело к существенным диспропорциям градостроительного развития города.
Движущими силами, способными оказать существенное влияние на сложившуюся ситуацию, являются растущий общественный запрос на изменение парадигмы современной градостроительной политики Санкт-Петербурга, активная позиция администрации города и интерес девелоперов в отношении реализации крупных стратегических проектов, затрагивающих пространственные аспекты развития города - формирование новых зон промышленной и общественно-деловой застройки, редевелопмент территорий в старых промышленных зонах и т.д.