Недействующий

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) (утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 N 521)

1.1 Развитие экономики


Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером и стабильными темпами роста. По масштабам экономики среди всех субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург занимает 4-е место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям. Санкт-Петербургу удалось в относительно короткие сроки преодолеть последствия экономического спада, который был зафиксирован по итогам 2009 года в результате влияния глобального финансово-экономического кризиса. Однако благодаря проведению в Санкт-Петербурге грамотной антикризисной политики с 2010 года экономика города вновь вышла на траекторию успешного устойчивого развития.

В период 2010-2013 годов в Санкт-Петербурге наблюдались умеренные темпы роста экономики, с общей тенденцией к замедлению. По итогам 2010 года объем ВРП Санкт-Петербурга составил 1699,5 млрд руб., в 2011 году - 2071,8 млрд руб., в 2012 году - 2357,5 млрд руб. В последние годы наибольший вклад в формирование ВРП вносят: промышленность; торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Основным источником развития экономики являются инвестиции.

По оценке агентства "Эксперт РА" Санкт-Петербургу в декабре 2013 года присвоен рейтинг 1А как региону с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальными рисками инвестирования.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2013 года объем инвестиций в основной капитал составил 366,9 млрд рублей, увеличившись на 0,3% по сравнению с 2012 годом. Инвестиции в основной капитал организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) составили 276,2 млрд рублей. Из них 47,2% - собственные средства инвесторов, 52,8% - привлеченные средства, в том числе доля бюджетных инвестиций составила 27,4%.

В 2013 году иностранные инвестиции выросли на 24,7% по сравнению с 2012 годом и достигли 13,4 млрд долларов США. Из них на обрабатывающую промышленность приходится 90%, что составляет 12,1 млрд долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Санкт-Петербурга в 2013 году, увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 1,38 млрд долларов США. В 2013 году объем накопленного иностранного капитала в экономике Санкт-Петербурга составил 25 млрд долларов США что на 21,9% больше по сравнению с 2012 годом.

В пятерку лидеров по объему иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в 2013 году вошли: Люксембург (3,2 млрд долларов США), Германия (1,25 млрд. долларов США), Ирландия (1,24 млрд долларов США), Казахстан (1,2 млрд долларов США), Республика Корея (813 млн долларов США).

Положительная динамика притока иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 2013 году свидетельствует об увеличении доверия инвесторов и является результатом инвестиционной политики города, которая направлена на улучшение инвестиционного климата в регионе и выстраивание эффективной системы привлечения средств бизнеса в инвестиционные проекты, в том числе городские.

На протяжении последнего десятилетия происходит усиление промышленного вектора развития Санкт-Петербурга, что находит свое отражение в структуре ВРП. Вклад промышленного комплекса в формирование ВРП возрос с 24,4% в 2005 году до 29,1% в 2011 году. В 2005-2007 годах в Санкт-Петербурге начался процесс "новой индустриализации", в рамках которого создан целый ряд новых современных промышленных производств и проведена технологическая модернизация некоторых действующих предприятий. В промышленности Санкт-Петербурга осуществляют деятельность более 730 крупных и средних предприятий, а также свыше 23 тыс. малых предприятий. Особую роль в развитии промышленного потенциала имеет формирование производственных кластеров.

Основу промышленного комплекса составляют обрабатывающие производства. Их вклад в формирование общего объема выпуска промышленной продукции составил в 2009 году - 90,4%, в 2012 году - 93,7%. В обрабатывающих отраслях промышленности Санкт-Петербурга средний уровень создания добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место составил в 2011 году 1478 тыс. рублей, что значительно выше, чем в среднем по российской экономике. По паритету покупательной способности рубля к доллару США (далее - долл.) производительность труда в промышленности Санкт-Петербурга превысила 80 тыс.долл. на одного занятого (в среднем по России - 36 тыс.долл.). Однако уровень производительности труда в промышленности Санкт-Петербурга все еще остается в 2-3 раза ниже среднего показателя по развитым странам мира.

Промышленный комплекс Санкт-Петербурга вносит большой вклад в обеспечение военной, энергетической и продовольственной безопасности России. Высоким уровнем развития отличаются предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетического машиностроения, гражданского судостроения и пищевой промышленности. Предприятия пищевой промышленности Санкт-Петербурга удовлетворяют потребности населения Санкт-Петербурга в базовых продуктах питания на 60-65%. В некоторых сегментах их доля существенно выше. В 2011 году местные производители обеспечивали 80% рынка молочных продуктов и 86% рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Помимо промышленности свои позиции в экономике Санкт-Петербурга повысил вид деятельности, связанный с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. За период 2006-2011 годов его доля в ВРП выросла с 12,2% до 17%.

Весомый вклад в экономическое развитие Санкт-Петербурга вносят наука и инновационная деятельность. Санкт-Петербург является вторым после Москвы крупнейшим научно-техническим центром России.

Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 320 научных организаций: более 65 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 10 государственных научных центров. Кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляет более 186 тысяч сотрудников научных организаций и высших учебных заведений, 8 тысяч докторов наук и более 25 тысяч кандидатов наук.

Объем инновационных услуг, оказанных в Санкт-Петербурге, составляет 5,2% от общего объема таких услуг по всей России. На Санкт-Петербург приходится более 7% поступлений патентных заявок и 7,5% количества выданных патентов по всей России.

По состоянию на 2014 год создано 33 инновационно-технологических центров, объединяющих в своей деятельности результаты научных исследований крупнейших научных институтов, систему трансфера технологий, прикладные исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - ОКР), реализуемые при университетах города и в малых инновационных компаниях.

В инновационно-технологических центрах работают более 270 компаний-резидентов с годовым оборотом более 1 млрд рублей. Функционирует особая экономическая зона технико-внедренческого типа, для малых предприятий инновационной сферы организован Венчурный фонд, создается ИТ-парк. Межотраслевой и междисциплинарный характер взаимодействия и полный цикл работ, от фундаментальных исследований, ОКР и до внедрения в серийное производство, определяют растущий потенциал Санкт-Петербурга как диверсифицированного центра науки, образования и промышленности.

Объем отгруженной инновационной продукции предприятий (по обследуемым видам деятельности) возрос с 41,7 млрд руб. в 2006 году до 223,2 млрд руб. в 2012 году. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг (по обследуемым видам деятельности) возрос за этот же период с 6,1% до 12,1%. В 2012 году в Санкт-Петербурге было выдано 2595 патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (в 2011 году - 2323). Число созданных в Санкт-Петербурге передовых производственных технологий достигло 259 (в 2011 году - 190, что составило 16,7% от общероссийского показателя).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила в 2012 году 80,7 тыс.чел. (в 2011 году - 81 тыс.чел.). В рамках экономической деятельности использовалось 6539 передовых производственных технологий (в 2011 году - 5122). Отношение суммы внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВРП составило по итогам 2012 года 4% (в 2011 году - 3,3%). В 2012 году высокотехнологичный и наукоемкий сектора экономики обеспечили формирование 15,6% ВРП Санкт-Петербурга. Из 2538 тыс. занятых в экономике 102,7 тыс. работников трудились в 2012 году на высокопроизводительных рабочих местах.

Несмотря на активизацию инновационных процессов значительная часть хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга характеризуется технологической отсталостью (в сравнении с наиболее развитыми странами мира). Членство России в ВТО может усугубить тенденции, сложившиеся в последние годы на рынке объектов интеллектуальной собственности. Динамика количества соглашений по экспорту и импорту технологий предприятиями и организациями Санкт-Петербурга наглядно демонстрирует сокращение технологического обмена. В 2006 году число соглашений по экспорту технологий составляло 688, а число соглашений по импорту технологий было почти в 2 раза ниже - 352. В 2012 году, впервые за последнее время, число импортируемых технологий превысило число экспортируемых (317 против 303). Экспорт и импорт технологий снизился по сравнению с докризисным периодом.

Транспортный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики Санкт-Петербурга. Однако в последнее десятилетие наблюдалась тенденция снижения совокупного вклада в ВРП Санкт-Петербурга отраслей транспорта и связи - с 14,5% в 2005 году до 11% в 2011 году.

Городским пассажирским транспортом (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2012 году было перевезено 1965 млн пассажиров (в 2011 году - 2047 млн, в 2010 году - 1944 млн). В структуре пассажирских перевозок лидирующие позиции занимает метрополитен. В 2012 году его доля в перевозках пассажиров составила 39,9%, автобусов - 22,5%, трамваев - 21,7%, троллейбусов - 15,9%.

Протяженность улично-дорожной сети (в административных границах Санкт-Петербурга) составляет 3270 км. Средняя плотность сети колеблется по разным районам города от 2,6 км на кв.км в районах новой застройки до 10 км на кв.км в центральных районах города и до 14 км на кв.км в районах малоэтажной застройки. Сеть Петербургского метрополитена включает 5 линий общей протяженностью 113,6 км. Общее количество станций 67, из которых 15 образуют 7 пересадочных узлов, соединяющих линии метрополитена. 11 станций метрополитена обеспечивают пересадку на станции железной дороги.

Объем переработки грузов в Большом порту Санкт-Петербург за период 2001-2011 годов вырос с 32,1 млн тонн до 60 млн тонн. В 2012 году грузооборот Большого морского порта Санкт-Петербург составил 57,8 млн тонн. Доля Большого морского порта Санкт-Петербург в грузообороте всех морских портов России составляет около 11%.

В Санкт-Петербурге активно развивается авиационный транспорт. По итогам 2011 года аэропорт "Пулково" вышел на 3-е место среди российских аэропортов, обслужив 9,6 млн пассажиров (сумма прибывающих и убывающих пассажиров). Рост пассажиропотока продолжился и в 2012 году: пассажирский оборот аэропорта "Пулково" достиг 11,2 млн чел.

Существенным достижением в развитии транспортной инфраструктуры стало завершение строительства и последующая эксплуатация Кольцевой автомобильной дороги, южного и северного участков Западного скоростного диаметра и подходящих к ним городских и внешних магистралей, нового терминала аэропорта "Пулково", морского пассажирского порта, расширение мощности Большого морского порта Санкт-Петербург, организация регулярного движения высокоскоростных поездов по железнодорожной магистрали "Санкт-Петербург-Москва". Однако, несмотря на эти достижения, темпы развития транспортной инфраструктуры отстают от растущих потребностей населения и экономики. Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является низкая транспортная связность и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории и росту времени, затраченного горожанами на перемещение по городу. Наблюдается дефицит мостовых переходов через водные объекты.

Санкт-Петербург в значительной степени интегрирован в мировые хозяйственные связи и является одним из крупнейших транспортно-логистических центров, обеспечивающих немалую долю грузовых перевозок в рамках внешней торговли России. Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга увеличился с 14,1 млрд долл. в 2005 году до 56,5 млрд долл. в 2012 году (53,2 млрд долл. в 2011 году). За период 2006-2012 годов объем экспорта возрос с 4,9 млрд долл. до 20,6 млрд долл., а импорта - с 9,2 млрд долл. до 35,9 млрд долл.

Большой вклад в развитие экономики Санкт-Петербурга вносит сфера связи и информатизации. Доходы от оказания услуг связи общего пользования возросли с 54,5 млрд руб. в 2005 году до 113,8 млрд руб. в 2012 году. В структуре доходов от оказания услуг связи ведущее место занимает подвижная (мобильная) связь - 52,9% (в 2005 году - 59,6%) и местная телефонная связь - 9,8% (в 2005 году - 11,9%). Услуги связи занимают ведущее место в структуре платных услуг населению - 21,9% в 2012 году (23,9% в 2005 году). В связи с быстрым развитием подвижной (мобильной), документальной, радио и спутниковой видов связи замедляются темпы роста работы телефонной связи общего пользования.