Действующий

О направлении Методических рекомендаций по введению эффективных контрактов

I. Общие положения, характеризующие систему эффективных контрактов с работниками бюджетной сферы


Формирование новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы велось на протяжении нескольких лет. Система прошла апробацию в 32 регионах Российской Федерации в 2006-2010 годах в рамках Комплексного проекта модернизации образования. В данном проекте Санкт-Петербург принимал участие в качестве региона-эксперта. Полученные при апробации результаты анализировались Министерством образования и науки Российской Федерации и региональными органами управления образованием. Дополнительный анализ осуществлен экспертами, которые вырабатывали предложения по актуальным вопросам Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. В 2011 году в материалах экспертной группы N 8 "Новая школа" по разработке Стратегии до 2020 года впервые было использовано понятие "эффективный контракт" применительно к системе образования. В 2011-2012 годах был сформирован и законодательно закреплен новый механизм финансирования государственных (муниципальных) учреждений, подготовивший переход учреждений бюджетной сферы на систему эффективных контрактов с работниками.

Введение эффективного контракта для работников, занятых в сферах образования и науки регламентировано Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р и Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р. Правительство Российской Федерации также приняло постановление от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
     

В 2011-2013 годах в Санкт-Петербурге действовала система стимулирующих выплат за качество труда учителей государственных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В рамках данной системы были разработаны критерии оценки результатов педагогического труда и апробирован новый механизм его стимулирования. Данная практика создала предпосылки к переходу на систему эффективных контрактов с руководящими, педагогическими и иными категориями работников образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Санкт-Петербурга в целом.

Стратегическим основанием введения и реализации системы эффективных контрактов являются установки Бюджетного послания Федеральному собранию Российской Федерации от 27.06.2012, в котором отмечено: "неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников". Этапы перехода к системе эффективного контракта увязаны со структурными и институциональными изменениями в отраслях бюджетной сферы.

Эффективный контракт - трудовой договор с работником государственного (муниципального) учреждения, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг."). Размер (в рублях или процентах от должностного оклада), сроки и периоды (6 месяцев, год или более) осуществления стимулирующих выплат работникам указываются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Изменение размеров, сроков и периодов осуществления стимулирующих выплат работнику образовательной организации оформляется дополнительными соглашениями к трудовому договору. Введение системы эффективного контракта не изменяет действующий порядок заключения и изменения трудовых договоров с уже принятыми на работу сотрудниками образовательной организации, а также срока, на который они заключены.

Переход на систему эффективного контракта с работниками образовательных организаций призван повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном и частном секторах экономики.

Основной задачей эффективного контракта в отрасли "Образование" является повышение заработной платы различных категорий работников образовательных организаций на основании оценки эффективности их профессиональной деятельности, а также обеспечение эффективности расходования средств в образовательной организации и в системе образования в целом.

Переход на систему эффективного контракта с работниками образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования предусматривает конкретизацию должностных обязанностей, определение и корректировку показателей и критериев оценки результатов и эффектов профессиональной деятельности.

Стимулирование высоких результатов труда должно обеспечивать связь между повышением оплаты труда и конкретными результатами труда по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) на основе:

- введения взаимоувязанной системы показателей эффективности на уровне региона и конкретных образовательных организаций;

- установления соответствующих показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников образовательных организаций, локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками;

- отмены стимулирующих выплат, установленных без учета показателей эффективности деятельности руководящих и основных категорий работников образовательных организаций;

- развития кадрового потенциала работников образовательных организаций;

- создания организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
     

Нормативно-правовой базой введения эффективного контракта с руководящими, педагогическими и иными категориями работников образовательных организаций Санкт-Петербурга выступают:

- распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 N 32-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов";

- распоряжение Комитета по образованию от 05.08.2013 N 1768-р "Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 09.08.2013 N 1810-р "Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 20.08.2013 N 1861-р "Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций дополнительного образования Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 09.09.2013 N 2071-р "Об утверждении примерных показателей и критериев эффективности деятельности работников образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 22.08.2013 N 1907-р "Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию";

- распоряжение Комитета по образованию от 09.09.2013 N 2073-р "Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного педагогического профессионального образования центров повышения квалификации специалистов, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 24.10.2013 N 2450-р "Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности государственных образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и их руководителей";

- распоряжение Комитета по образованию от 20.08.2013 N 1862-р "Об утверждении Методических рекомендаций по применению показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета по образованию, и образовательных организаций, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 12.09.2013 N 2138-р "Об утверждении Методических рекомендаций по применению показателей и критериев эффективности деятельности руководителей государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию, и государственных бюджетных образовательных организаций дополнительного педагогического профессионального образования центров повышения квалификации специалистов, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга";

- распоряжение Комитета по образованию от 29.11.2013 N 2786-р "О признании утратившими силу распоряжений Комитета по образованию от 11.10.2011 N 2048-р и от 28.12.2012 N 3480-р".

Комитетом по образованию также разработан и утвержден План информационного сопровождения мероприятий по введению эффективного контракта с руководителями и основными категориями работников образовательных учреждений на 2013-2014 годы (распоряжение Комитета по образованию от 26.09.2013 N 2261-р).

Комитет по образованию в своей работе использовал методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2013 N АП-1073/02 по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных работников.