Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 4 апреля 2014 года N 1357-р

     

Методические рекомендации
по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования



В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) осуществляется с учетом максимально полной реализации их образовательных потребностей и возможностей.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано в следующих формах:

- совместно с другими детьми (инклюзивное образование) в группах комбинированной направленности;

- в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ;

- в форме семейного образования;

- в форме обучения на дому;

- в медицинских организациях.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, в рамках реализации которой в том числе осуществляется психолого-педагогическая и (или) коррекционно-развивающая помощь детям с ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для оказания психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 7 лет создаются новые организационные формы:

- службы ранней помощи;

- центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи;

- логопедические пункты.

Службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться как структурные подразделения образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ. Также службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться в организациях, осуществляющих обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ.

В службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, логопедические пункты принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) ребенка на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указываются:

- обоснованные выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

В образовательных организациях, в которых функционируют службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедические пункты, создаются специальные условия для получения дошкольного образования, а также психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детьми с ОВЗ (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здание образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено оказание детям с ОВЗ психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи).

Деятельность службы ранней помощи, центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедического пункта регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации.

Отчет об эффективности деятельности службы ранней помощи, центра консультационного, логопедического пункта представляется руководителем образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Служба ранней помощи (далее - СРП) создается для детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные организации, имеющих ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья (далее - дети с ОВЗ младенческого и раннего возраста).

Дети зачисляются в контингент воспитанников образовательной организации, в которой функционирует СРП.

СРП является первичным звеном в районной/региональной системе комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста для выявления особенностей в физическом, психическом развитии и(или) отклонениями в поведении. Данная деятельность осуществляется на основе сетевого взаимодействия с территориальной/центральной психолого-медико-педагогической комиссией.

В рамках организации деятельности СРП предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста".

Для организации СРП в штатное расписание образовательной организации вводятся 1,75 ставки по должности "педагогический работник" на 6 детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста. При организации СРП как структурного подразделения вводится 1,0 ставка руководителя структурного подразделения (от 6 детей и более).

В состав СРП входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (адаптивной физкультуре), музыкальный руководитель. При необходимости в состав СРП могут быть включены и другие специалисты.

Целью деятельности СРП является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 3 лет, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции имеющихся отклонений.

Основными задачами СРП являются: