________________
* По данным Управления ГИБДД ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Показатели и | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |||
индикаторы аварийности | Ленинградская область | Российская Федерация | Ленинградская область | Российская Федерация | Ленинградская область | Российская Федерация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего ДТП, ед. | 3324 | 211000 | 3506 | 199868 | 3576 | 203597 |
Всего погибло, чел. | 568 | 26567 | 641 | 27953 | 639 | 27991 |
в том числе детей, чел. | 16 | 898 | 13 | 944 | 12 | 940 |
Всего ранено, чел. | 4380 | 250635 | 4464 | 251848 | 4825 | 258618 |
в том числе детей, чел. | 373 | 21149 | 347 | 21255 | 400 | 22016 |
Индикатор социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения) | 34,7 | 18,7 | 39,2 | 19,5 | 37,1 | 19,6 |
Индикатор тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших) | 11,5 | 9,6 | 12,6 | 10,0 | 11,7 | 9,8 |
Индикатор транспортного риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств) | 10,2 | 6,3 | 10,9 | 6,6 | 10,0 | 6,2 |
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества дорожно-транспортных происшествий, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной Стратегии - повышение безопасности дорожного движения.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение:
снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности;
целевого увеличения к 2020 году валового внутреннего продукта;
высоких стандартов благосостояния граждан России.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
массовое пренебрежение требованиям безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
недостаточный технический уровень дорожного хозяйства;
несовершенство технических средств организации дорожного движения.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и пропускной способности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
По данным УГИБДД ГУ МВД РФ, одной из основных причин совершения ДТП (особенно со смертельным исходом) является превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения (ст.12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Снижение аварийности в автотранспортном комплексе одна из главных социально значимых задач решаемых на государственном уровне.
Важнейшим рычагом формирования законопослушности участников дорожного движения является создание системы неотвратимости наказания за совершенные правонарушения.
Решение вопросов упорядоченного движения транспорта и пешеходов, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий, сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий возможно только за счет широкого внедрения рациональных методов и применения современных технических средств и систем организации движения.
В этой связи огромное значение имеет развитие автоматизированных систем фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.