Действующий

Об утверждении Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года (с изменениями на 24 октября 2023 года)

5. Приоритетные направления реализации Стратегии


Успешное достижение целей Стратегии обеспечит планомерное осуществление и мониторинг следующего комплекса мероприятий:

5.1. Содействие созданию и развитию кластеров

5.1.1. Кластер автомобилестроения и производства автокомпонентов

Используя ряд преимуществ перед другими регионами (наличие морских терминалов, сети автомобильных и железных дорог, относительно невысокая стоимость земельных участков и существенные налоговые льготы для инвесторов), Ленинградская область активно формирует на своей территории автомобильный кластер.

В регионе уже работают более десятка предприятий, производящих автокомпоненты для автозавода "Ford" (ЗАО "Форд Мотор Компани"), а также для автозаводов в Санкт-Петербурге - "Toyota", "General Motors", "Nissan" и "Hyundai".

Компании-поставщики локализованы в следующих муниципальных образованиях Ленинградской области:

Ломоносовский муниципальный район (выхлопные системы и системы стабилизации "Теннеко Аутомотив");

Лужский муниципальный район (компоненты из пластика "Форесия АДП");

Всеволожский муниципальный район (штампованные детали для машин - "Гестамп Северсталь Всеволожск", автомобильные шины - "Нокиан Шина", компоненты внутренней отделки "Группа Антолин Санкт-Петербург");

Кингисеппский муниципальный район (колесные диски - "МВ Евродиск", элементы тормозных систем - "YURA Corporation Rus", резинотехнические комплектующие для автомобилей - "ХОРС - Силикон").

Основные задачи развития кластера:

максимальная локализация производства автомобилей за счет расширения номенклатуры производимых автокомпонентов;

интеграция существующих предприятий в цепочки поставок за счет модернизации производства;

формирование инфраструктуры для малых и средних инжиниринговых и технологических предприятий в области автомобилестроения;

создание исследовательских центров в области автомобильной промышленности.

Основными странами-партнерами, в которых находятся потенциальные инвесторы, являются: Германия, Испания, Италия, Китай, США, Финляндия, Южная Корея, Япония.

В качестве инвесторов значительную роль в развитии данного кластера также должны сыграть российские производители металлов и автокомпонентов.

Локализация зарубежных и российских инвесторов будет проходить в уже созданных и создаваемых промышленных зонах и индустриальных парках на территории Ленинградской области. Подобные точки локализации в первую очередь могут быть во Всеволожском муниципальном районе (индустриальные парки - "Уткина заводь", "Кирпичный завод", "Разметелево" и др.), в Ломоносовском муниципальном районе (индустриальные парки - "ЮИТ - Лентек", "Разбегаево", "Порзолово"), в Гатчинском муниципальном районе (индустриальные парки - "Мариенбург", "Дони-Верево"), в Бокситогорском, Выборгском, Кировском, Тосненском муниципальных районах.

В ближайшей перспективе развитие производства в секторе будет происходить за счет развития производств ЗАО "Форд Мотор Компани", ООО "YURA Corparation Rus", ООО "Гестамп Северсталь Всеволожск", "Группа Антолин Санкт-Петербург", ООО "Нокиан Шина". В отдаленной перспективе развитие кластера будет происходить за счет создания новых автосборочных заводов, заводов по производству автокомпонентов для компаний "Форд", "Дженерал Моторз", "Ниссан", "Тойота", "Хёндай". В отдаленной перспективе развитие кластера будет происходить за счет создания новых автосборочных заводов, заводов по производству автокомпонентов для компаний "Форд", "Дженерал Моторз", "Ниссан", "Тойота", "Хёндай". К 2025 году ожидается увеличение объема производства продукции предприятиями автокластера в 2,25-2,75 раза по отношению к 2012 году. Ожидаемое увеличение доли кластера в продукции обрабатывающей промышленности с 15 до 20-25 проц.

Основными видами поддержки, осуществляемыми Правительством Ленинградской области в данном кластере являются:

налоговое стимулирование привлечения инвестиций на территорию региона;

дальнейшее развитие инвестиционных площадок вблизи портовых комплексов и транспортных узлов.

5.1.2. Кластер в области транспорта и логистики

Ленинградская область является крупнейшим российским транспортно-логистическим узлом в Балтийском регионе. Доля транспорта и связи в структуре ВРП превышает 15 проц. На территории региона располагаются крупные порты Балтии (Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг), находится Балтийская трубопроводная система, берет свое начало уникальный магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря.

Залогом успешного развития кластера является постоянное присутствие в регионе крупнейших компаний, интегрированных в глобальные цепочки поставок по всему миру. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеют представительства и офисы крупнейшие мировые контейнерные линии. Вместе с тем экспедиторские компании и компании-перевозчики обладают собственными производственными мощностями на территории региона (подвижной состав, складские комплексы и др.).

Контейнерные линии, имеющие постоянные офисы в регионе представлены следующими компаниями: APL, China Shipping, Evergreen, Maersk Line, MSC, OOSL. Крупнейшими мировыми экспедиторскими компаниями в регионе являются: Agility, DHL, Kuehne + Nagel, Schenker. Компании-перевозчики, обладающие парком подвижного состава в регионе, представлены следующими компаниями: ООО "Транс-интер-сервис", ООО "КинМарк", ООО "ТрансЭк", ООО "Кар-транс-сервис".

Дальнейшее развитие кластера в области транспорта и логистики должно повлечь за собой укрепление инвестиционного потенциала смежных отраслей экономики. Таким образом, используя факторы географического положения, наличия развитых портовых мощностей и сильных игроков логистического рынка, будут сформированы новые привлекательные зоны инвестирования.

Основные задачи развития кластера: