Успешное достижение целей Стратегии обеспечит планомерное осуществление и мониторинг следующего комплекса мероприятий:
5.1. Содействие созданию и развитию кластеров
5.1.1. Кластер автомобилестроения и производства автокомпонентов
Используя ряд преимуществ перед другими регионами (наличие морских терминалов, сети автомобильных и железных дорог, относительно невысокая стоимость земельных участков и существенные налоговые льготы для инвесторов), Ленинградская область активно формирует на своей территории автомобильный кластер.
В регионе уже работают более десятка предприятий, производящих автокомпоненты для автозавода "Ford" (ЗАО "Форд Мотор Компани"), а также для автозаводов в Санкт-Петербурге - "Toyota", "General Motors", "Nissan" и "Hyundai".
Компании-поставщики локализованы в следующих муниципальных образованиях Ленинградской области:
Ломоносовский муниципальный район (выхлопные системы и системы стабилизации "Теннеко Аутомотив");
Лужский муниципальный район (компоненты из пластика "Форесия АДП");
Всеволожский муниципальный район (штампованные детали для машин - "Гестамп Северсталь Всеволожск", автомобильные шины - "Нокиан Шина", компоненты внутренней отделки "Группа Антолин Санкт-Петербург");
Кингисеппский муниципальный район (колесные диски - "МВ Евродиск", элементы тормозных систем - "YURA Corporation Rus", резинотехнические комплектующие для автомобилей - "ХОРС - Силикон").
Основные задачи развития кластера:
максимальная локализация производства автомобилей за счет расширения номенклатуры производимых автокомпонентов;
интеграция существующих предприятий в цепочки поставок за счет модернизации производства;
формирование инфраструктуры для малых и средних инжиниринговых и технологических предприятий в области автомобилестроения;
создание исследовательских центров в области автомобильной промышленности.
Основными странами-партнерами, в которых находятся потенциальные инвесторы, являются: Германия, Испания, Италия, Китай, США, Финляндия, Южная Корея, Япония.
В качестве инвесторов значительную роль в развитии данного кластера также должны сыграть российские производители металлов и автокомпонентов.
Локализация зарубежных и российских инвесторов будет проходить в уже созданных и создаваемых промышленных зонах и индустриальных парках на территории Ленинградской области. Подобные точки локализации в первую очередь могут быть во Всеволожском муниципальном районе (индустриальные парки - "Уткина заводь", "Кирпичный завод", "Разметелево" и др.), в Ломоносовском муниципальном районе (индустриальные парки - "ЮИТ - Лентек", "Разбегаево", "Порзолово"), в Гатчинском муниципальном районе (индустриальные парки - "Мариенбург", "Дони-Верево"), в Бокситогорском, Выборгском, Кировском, Тосненском муниципальных районах.
В ближайшей перспективе развитие производства в секторе будет происходить за счет развития производств ЗАО "Форд Мотор Компани", ООО "YURA Corparation Rus", ООО "Гестамп Северсталь Всеволожск", "Группа Антолин Санкт-Петербург", ООО "Нокиан Шина". В отдаленной перспективе развитие кластера будет происходить за счет создания новых автосборочных заводов, заводов по производству автокомпонентов для компаний "Форд", "Дженерал Моторз", "Ниссан", "Тойота", "Хёндай". В отдаленной перспективе развитие кластера будет происходить за счет создания новых автосборочных заводов, заводов по производству автокомпонентов для компаний "Форд", "Дженерал Моторз", "Ниссан", "Тойота", "Хёндай". К 2025 году ожидается увеличение объема производства продукции предприятиями автокластера в 2,25-2,75 раза по отношению к 2012 году. Ожидаемое увеличение доли кластера в продукции обрабатывающей промышленности с 15 до 20-25 проц.
Основными видами поддержки, осуществляемыми Правительством Ленинградской области в данном кластере являются:
налоговое стимулирование привлечения инвестиций на территорию региона;
дальнейшее развитие инвестиционных площадок вблизи портовых комплексов и транспортных узлов.
5.1.2. Кластер в области транспорта и логистики
Ленинградская область является крупнейшим российским транспортно-логистическим узлом в Балтийском регионе. Доля транспорта и связи в структуре ВРП превышает 15 проц. На территории региона располагаются крупные порты Балтии (Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Выборг), находится Балтийская трубопроводная система, берет свое начало уникальный магистральный газопровод между Россией и Германией, проходящий по дну Балтийского моря.
Залогом успешного развития кластера является постоянное присутствие в регионе крупнейших компаний, интегрированных в глобальные цепочки поставок по всему миру. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеют представительства и офисы крупнейшие мировые контейнерные линии. Вместе с тем экспедиторские компании и компании-перевозчики обладают собственными производственными мощностями на территории региона (подвижной состав, складские комплексы и др.).
Контейнерные линии, имеющие постоянные офисы в регионе представлены следующими компаниями: APL, China Shipping, Evergreen, Maersk Line, MSC, OOSL. Крупнейшими мировыми экспедиторскими компаниями в регионе являются: Agility, DHL, Kuehne + Nagel, Schenker. Компании-перевозчики, обладающие парком подвижного состава в регионе, представлены следующими компаниями: ООО "Транс-интер-сервис", ООО "КинМарк", ООО "ТрансЭк", ООО "Кар-транс-сервис".
Дальнейшее развитие кластера в области транспорта и логистики должно повлечь за собой укрепление инвестиционного потенциала смежных отраслей экономики. Таким образом, используя факторы географического положения, наличия развитых портовых мощностей и сильных игроков логистического рынка, будут сформированы новые привлекательные зоны инвестирования.
Основные задачи развития кластера: